Выбор антифриза: основные рекомендации
Для охлаждения двигателя используется специальная автомобильная жидкость, которая бесперебойно циркулирует в силовом агрегате. От качества, состояния антифриза напрямую зависит эффективность работы, долговечность ДВС и радиатора. Ведь если лишнее тепло не будет отводиться, мотор перегреется, выйдет из строя.
С течением времени охлаждающая жидкость (ОЖ) теряет рабочие свойства, а значит, способность защищать агрегаты и механизмы. Поэтому требуется ее своевременная замена.
Здесь возникает вопрос, какой антифриз лучше заливать в машину? Ведь производители выпускают большой выбор расходных материалов, которые различаются по цвету, составу. А ошибка при покупке может обернуться дорогим ремонтом. Разберемся с этой темой подробно.
Функции охлаждающей жидкости
ОЖ выполняет следующие функции:
- Выводит излишки тепла, беспрерывно циркулирует по трубкам между системой охлаждения (СО) и радиатором.
- Препятствует перегреву двигателя.
- Защищает металлические детали от коррозии.
- Обеспечивает защиту всех элементов СО от кавитации.
- Предохраняет резиновые шланги, трубки, уплотнители от появления трещин, рассыхания.
- Предотвращает образование пены внутри системы при повышении температуры.
- Стабилизирует работу силового агрегата при разных условиях эксплуатации.
Температура замерзания антифриза ниже, чем у воды. Это значит, что ОЖ не замерзнет на морозе, не повредит двигателю.
Еще одно преимущество жидкости охлаждения — нейтральность по отношению к деталям из резины и полимеров.
Типы антифриза
В состав ОЖ входят: этиленгликоль/пропиленгликоль (основа — 90%), присадки (против коррозии, образования пены, для стабилизации), дистиллированная вода и краситель.
Прежде чем разобраться с различиями между зеленым и красным антифризом, нужно развеять устоявшийся миф. Большинство автовладельцев считают, что если в машину была залита красная жидкость, значит, следует заливать именно такой цвет. Это заблуждение, и вот почему:
- ОЖ одного цвета могут иметь разный состав и рабочие характеристики. Что исключит их совместимость.
- Производители окрашивают расходники в любые цвета. Это маркетинговый ход, направленный на привлечение внимания и повышение привлекательности продукта. А еще краситель применяется в качестве маркера, который указывает на протечку в системе.
Поэтому вопрос, какой антифриз лучше: красный или зеленый, не совсем корректен. Важен состав жидкости, ее класс и рекомендации производителя автомобиля.
По международному стандарту выделено три класса ОЖ.
- G11
В производстве применяется силикатный метод, при котором тонкий антикоррозионный слой покрывает все металлические поверхности системы охлаждения. В составе — минимальный процент присадок: антикоррозийных и противопенных. Основа присадок — неорганические ингибиторы со сроком службы до 2–3 лет. Температура кипения — 108 градусов.
- G12
В составе антифриза органические карбоновые кислоты, которые действуют в очаге коррозии, обеспечивают эффективную защиту от кавитации.
Срок эксплуатации G12 — 5 лет.
Также можно встретить маркировку G12+ и G12++ — разновидности класса, которые отличаются высокой чистотой основы, большей эффективностью присадок. В зависимости от климатических условий, температурного режима эксплуатации, нагрузки на двигатель срок службы антифриза — до 8 лет.
На заметку. При заливке ОЖ ориентируются на допуск производителя мотора. Однако не всегда эту информацию можно найти. Поэтому при покупке жидкости лучше проконсультироваться у официального продавца антифриза 1AK.BY, который точно выберет нужный для ДВС антифриз.
- G13
Новое поколение защиты для охлаждения системы. В основу входит нетоксичный пропиленгликоль.
Состав обеспечивает надежную защиту СО от перегрева, заморозки, ржавления, кавитации, пенообразования.
Какой должен быть антифриз: критерии выбора
При покупке, охлаждающей жидкости, учитывают следующие факторы:
- Бренд
Не стоит покупать с рук расходные материалы и комплектующие для автомобиля. Товар может быть изготовлен в кустарных условиях. Это значит, что никто не предоставит вам сертификат качества и гарантию. Поэтому доверяйте производителям, которые уже давно работают на рынке.
- Упаковка
Тара должна быть без повреждений. На этикетке указывается информация о бренде, заводе, дате производства и сроке годности.
- Состояние жидкости
На дне не должно быть осадка в виде крупинок, хлопьев. При встряхивании тары ОЖ не пенится. Если пузырьки появились, они должны сразу же исчезнуть.
- Климатические условия
Рабочая температура антифриза должна соответствовать условиям, в которых он будет эксплуатироваться. Рекомендуется брать жидкость с запасом максимальной минусовой температуры.
- Состав
Выбор этого параметра зависит от модели и возраста автомобиля. Нужно придерживаться рекомендаций завода-изготовителя. Например, в машину старше 30 лет допускается заливать тосол, так как она менее требовательна к составу. Но для транспортного средства, которое 5 лет назад вышло с конвейера, может понадобиться антифриз G12++.
Поэтому ОЖ должна быть совместима с охлаждающей системой двигателя машины, соответствовать техническим требованиям производителя.
Советы по использованию
Рекомендуется проверять уровень жидкости каждую неделю на холодный двигатель. Нормой считается, нахождение антифриза между отметками "min" и "max" или на уровне средины расширительного бачка.
Если мотор горячий, ОЖ может находиться на максимальной отметке. Это связано с тем, что высокая температура приводит к увеличению объема. Но если при тех же условиях, жидкость будет доходить до "min", значит, системе нужен долив.
Полупустой бачок приведет к тому, что в СО попадет воздух и появится воздушная пробка, которая не позволяет теплоносителю нормально циркулировать.
Если раствор находится выше максимальной отметки, повысится давление, сорвет пробку, и все содержимое выльется на узлы и агрегаты автомобиля.
Без помощи СТО можно определить и состояние охлаждающей жидкости. Для этого из бачка берут небольшое количество содержимого и выливают в прозрачную емкость. Что будет указывать на необходимость замены теплоносителя:
- потеря прозрачности, появление мути;
- выпадение осадка в виде белых хлопьев, песка;
- ржавый оттенок, что сигнализирует о коррозии СО.
При обнаружении любого признака нужно заменить ОЖ. Вот несколько советов:
- Частота замены зависит от ресурса жидкости, условий эксплуатации. Общие рекомендации производителей: менять антифриз каждые 250000 км пробега или через каждые 3–5 лет. Однако сроки могут наступить раньше.
- Нельзя доливать/заливать в систему охлаждения любые жидкости, кроме тех, которые советует производитель.
- Разрешено смешивать растворы одного и того же типа. Например, G12 и G12+. Но нельзя одновременно доливать G11 из-за несовместимости составов.
Если сомневаетесь, что доливать, используйте вместо ОЖ дистиллированную воду. Если требуется добавить больше 1 литра, лучше полностью замените антифриз.
Распространенные ошибки при выборе антифриза
Даже опытные автовладельцы часто ошибаются при покупке жидкости для СО.
- Ориентируются на цвет.
В растворы добавляют красители, которые не влияют на свойства продукта. Один и тот же состав может окрашиваться в ярко-розовый, бордовый, голубой.
С течением времени краситель может потускнеть.
Поэтому следует ориентироваться на класс и технические требования производителя.
- Хотят сэкономить.
Низкая цена очень часто указывает на то, что в составе дешевые компоненты, которые быстро потеряют рабочие свойства. В результате покупатель сокращает срок службы двигателя.
Покупать расходники нужно в специализированных автомагазинах, где предоставят сертификат и гарантию. Цена будет выше, но и качество соответствовать.
- Забывают о классе загруженности ДВС.
Если автомобиль эксплуатируется в легких условиях, подходит стандарт ASTM D 3306.
Для моторов с тяжелыми условиями эксплуатации и двигателей повышенной мощности применяют охлаждающие жидкости стандартов ASTM D 4985 и ASTM D 6210.
Заключение
Какой антифриз лучше лить, знает производитель техники. Поэтому всегда учитывайте его рекомендации. И помните, что цвет не указывает на свойства ОЖ. А расходники нужно менять своевременно.
Если сомневаетесь в выборе раствора для системы охлаждения, обратитесь в СТО или магазин автозапчастей. Консультанты предоставят вам подробную информацию.