Технология “Старт-стоп” в аккумуляторе: что это
Современные автомобили в большинстве своем оснащаются системами Start-Stop, чтобы снизить негативное влияние на узлы от частого перезапуска двигателя, увеличить экономию топлива и сократить количество токсичных выбросов. Постоянные пробки, запуски и остановки двигателя "съедают" большое количество горючей жидкости. Что значит "Старт-Стоп" на аккумуляторе автомобиля?
Чтобы снизить расход топлива, производители разработали систему Start-Stop, которая во время короткой остановки глушит двигатель машины автоматически. Классические батареи в таком режиме очень быстро теряют заряд, так как не рассчитаны на подобные нагрузки. Обычная свинцово-кислотная АКБ при частых запусках стартера разряжается несколько раз за день, таким образом заложенное количество циклов заряд-разряд сокращается. Для таких машин были разработаны автоаккумуляторы AGM и EFB-технологиями, которые отличаются более длительной эксплуатацией (число циклов заряд-разряд увеличено), более стойко переносят глубокие разряды, быстрее восстанавливаются и справляются с функциями Старт и Стоп на аккумуляторе. Что же это такое?
Характеристики АКБ для Start-Stop
AGM
AGM-аккумуляторы стали появляться в 70-ых гг. XX века для машин с рекуперативным торможением и Start-Stop, чтобы повысить устойчивость к разрядным циклам. Конструктивной особенностью технологии стало добавление стекловолокна. Оно пропитывается электролитом и располагается между пластинами, исполняя роль обычных сепараторов.
Такое строение позволяет избежать расслоения электролита, с меньшими потерями переносить езду по пересеченным местностям, тряску и вибрации. Отсутствие свободного электролита увеличивает вариативность установки и способов хранения.
Принцип работы аккумуляторов для "Старт-Стоп" мало чем отличается WET-батареи.
- При разряде батареи происходит химическая реакция между свинцовыми пластинами и электролитом;
- Электролитическая жидкость трансформируется в воду;
- Во время зарядки элементы восстанавливают свое состояние.
EFB
Считаются промежуточным звеном между AGM и Ca-Ca. Имеют специальное строение, которое повышает их эффективность и долговечность при частых зарядно-разрядных циклах. Характерной чертой является оборачивание положительной пластины в своеобразный конверт из стекломата, а отрицательные пластины делают толще. Благодаря этому производители достигли лучшей переносимости разрядных циклов, большей виброустойчивости в сравнении с жидкозаполненными накопителями.
Чем отличается аккумулятор для "Старт-Стоп" от обычных
Улучшенные источники питания AGM и EFB обходятся дороже из-за более затратного производства. Сложности изготовления, высокотехнологичное оборудование, узкоспециализированные специалисты стали причиной того, что только немногочисленные заводы выпускают подобные модели.
Однако более высокая цена также объясняется более долгим сроком жизни. Оптимизированные технологии направлены на устойчивость АКБ к разрядам, тряске, повышенным нагрузкам. Поэтому часто автозаводы их устанавливают на внедорожники, автомобили с большим числом электроники и машины премиум-сегмента.
Классические накопители с жидким электролитом не способны продолжительное время обеспечивать напряжение, достаточное для питания приборов в старт-стопных автомобилях. Система Start-Stop полностью глушит двигатель во время короткой остановки, при этом уже через несколько секунд при нажатии педали газа снова его запускает. Вот что означает функция "Старт-Стоп" на аккумуляторе.
Нагрузка от приборов полностью переходит на батарею, которая должна ускоренно зарядиться. В отличие от WET-технологий, АГМ и ЕФБ как раз и предназначены для такой работы.
Преимущества и недостатки
Особенностями аккумуляторов старт-стопных систем считаются их высокая устойчивость и хорошая работоспособность. Однако каждая технология обладает своими плюсами и минусами. Рассмотрим по порядку виды аккумуляторов для "Старт-Стоп" и в чем их отличия.
AGM
Плюсы:
- Увеличенный срок работы;
- Меньшая чувствительность к хранению в полуразряженном состоянии;
- Скорость восстановления энергии выше;
- Не нуждаются в обслуживании;
- Допустима установка практически в любом положении;
- Заводят мотор при температуре до -30 °С;
- Переносят повышенные вибрации и нагрузки.
Минусы:
- Имеют больший вес по сравнению с классическими моделями;
- Требуют специального зарядного устройства с пониженным напряжением заряда и соблюдения инструкции "как зарядить старт-стопный аккумулятор";
- При хранении в полностью разряженном состоянии быстрее теряют напряжение;
- Чувствительны к перезаряду и уровню зарядного напряжению;
- Дорогие.
EFB
Плюсы:
- Число зарядно-разрядных циклов больше по сравнению с жидкостными батареями;
- Обладают устойчивостью к процессам сульфатации;
- Пусковые токи выше;
- Повышенная виброустойчивость;
- Диапазон рабочих температур шире;
- Дешевле, чем АГМ;
- Срок работы больше.
Минусы:
- Замерзание электролита при разряде;
- Отсутствие вариативности положений для установки;
- Емкость меньше, чем в накопителях с абсорбированным электролитом;
- Строгость соблюдения правил, как заряжать старт-стопный аккумулятор EFB;
- Показатели пусковых токов ниже, чем в моделях АГМ.
Сферы применения
Благодаря особенностям производства данные источники питания могут использоваться на современных автомобилях, которые отличаются от старших поколений. Сейчас автопроизводители устанавливают большое количество оборудования, которое берет энергию именно от аккумуляторной батареи. По этой причине АКБ должны обладать улучшенными характеристиками, высокой устойчивостью к нагрузкам, способностью переносить разряды.
Области применения перекликаются у всех трех разновидностей, однако данные технологии все же не совсем взаимозаменяемы и имеют особенности и требования.
AGM
- Мотоциклы и скутеры;
- Вездеходы;
- Лодки и суда;
- Машины премиум-класса.
EFB
- Такси;
- Машины скорой помощи;
- Автодома;
- Катеры;
- Транспорт с мощными аудиосистемами;
- Электротранспорт.
Рекомендации по выбору и обслуживанию
Не стоит полагать, что единственным критерием для выбора между двумя видами становится только цена. В первую очередь ориентируйтесь на требования автозавода, которые указаны в инструкции. Следующее, это характеристики АКБ, установленной ранее: схожесть характеристик не означает их равноценность.
Для автомобилей с рекуперативным торможением и для системы "Старт-Стоп" предназначается аккумулятор-AGM. В то время как EFB-батарея подходит для авто с функцией остановки двигателя при остановках. Различаются электротехническими параметрами: AGM более продвинутая АКБ и может использоваться вместо EFB в случаях, когда увеличивается число электропотребителей. При этом обратная замена невозможна.
Но для того, чтобы улучшенные накопители уверенно отслужили свой срок, условия хранения и обслуживания должны быть соответствующими.
- Измерить уровень напряжения
- Использовать ЗУ строго в соответствии с технологией;
- Следить за зарядным напряжением, чтобы не допустить перезаряда;
- Регулярно проверять уровень заряженности, если накопитель стоит длительное время без движения. При снижении заряда - подзарядить.
Заключение
Современные автомобили, оснащенные различной техникой, нуждаются в более мощных и выносливых источниках энергии. В большинстве своем уровень обслуживания требуется минимальный, однако ряд нюансов учитывать приходится. Например, понимать, какой устанавливать аккумулятор для старт-стопной системы, вовремя заряжать, использовать индивидуальные зарядные устройства, не допускать перезаряда.
Эти правила помогут как можно реже прибегать к замене старт-стопного аккумулятора и запускать стартер с первого прокрута.