Можно ли смешивать антифриз разных цветов?
Антифриз – это охлаждающая жидкость для двигателя автомобиля. Необходимость долить ее возникает во время неисправностей на дороге, когда с собой нет своей ОЖ. Такая ситуация может возникнуть и при покупке подержанной машины, когда неизвестно, что лил предыдущий владелец. Среди водителей распространено мнение, что можно смешивать ОЖ одного цвета, но на самом деле это не так. Более того, допускается смешивание антифризов разных цветов, но нужно знать, какие жидкости можно совмещать. Цвет — это исключительно краситель, важно учитывать именно допуски и состав антифриза.
Состав антифризов и его виды
Любая жидкость для охлаждения мотора в своем составе содержит 80% этиленгликоля и дистиллированной воды. Остаток – это присадки, которые наделяют смесь конкретными свойствами. Эти добавки необходимы для защиты различных узлов системы. Вода и этиленгликоль разрушают металл, а из него сделаны трубки радиатора и другие элементы.
Чтобы понять, можно ли смешивать антифриз разного цвета, нужно знать какие они бывают. Существует следующая классификация:
- G11 – классическая жидкость в основном синего цвета. Кроме воды и этиленгликоля в него добавляют присадки в виде боратов, нитритов, солей кислот и др. Такие жидкости достаточно долго служат. Силикатная технология, создает защитную пленку по всей поверхности.
- G12 – карбоксилатные жидкости розового или красного цветов. Состав приблизительно такой же, как и у предыдущих ОЖ, но в него добавляют еще карбоновые кислоты. Срок эксплуатации – высокий. Карбоксилатная технология, создает пленку не по всей поверхности, а в очагах, где уже есть коррозия.
- G12+ – в основном красные составы. В качестве присадок выступают карбоновые, кремниевые, фосфорные или азотные кислоты. G12 plus предполагает использование гибридной технологии производства в которой объединили силикатную технологию с карбоксилатную.
- G12++ – гибридная ОЖ желтого или красного оттенков. Здесь используется кремниевая основа, а также кремниевые кислоты. Такую технологию называют лобридной, её особенности в том, что происходит не только нейтрализация коррозии но и профилактика возникновения.
- G13 – розовая или фиолетовая жидкость. В составе этиленгликоль заменен пропиленгликолем, который является безвредным. Технология предназначена для работы в экстремальных режимах, наносит меньший вред окружающей среде.
Цвета антифриза
Теперь становится понятным, что цвет – это далеко не главная характеристика ОЖ. Более того, оттенок вообще никак не определяет характеристик автохимии. Ее подкрашивают для того, чтобы она отличалась от обычной воды. Без красителей жидкость прозрачная, как и дистиллированная вода, которую заливать в систему охлаждения не рекомендуется, а в мороз и вовсе нельзя. Также благодаря яркому цвету можно увидеть течь в системе и вовремя ее устранить. Получается, что на вопрос, смешивают ли антифриз разных цветов, можно смело отвечать да, но не всегда.
Совместимость антифриза
Если смешивать жидкости, составы которых не совместимы, то могут возникнуть серьезные проблемы. Выпавший в результате реакции осадок будет повреждать насос, патрубки и другие элементы системы. В результате сужения диапазона рабочих температур, в зимнее время двигатель будет хуже заводиться, а летом постоянно закипать.
И даже если ОЖ совместимы, ездить на их смеси постоянно нельзя. У нее ухудшаются защитные свойства, поэтому в системе может возникнуть коррозия. Поэтому заменить смесь нужно, как только это станет возможно.
Таблица совместимости
ОЖ в системе | ||||||
G11 | G12 | G12+ | G12++ | G13 | ||
ОЖ на доливку | G11 | + | - | - | - | - |
G12 | - | + | - | - | - | |
G12+ | + | + | + | - | - | |
G12++ | + | + | + | + | + | |
G13 | + | + | + | + | + |
Из таблицы видно, что нельзя смешивать жидкости G11 и G12. В остальных случаях объединять ОЖ можно, но крайне не рекомендуется. И если это произошло, то нужно менять антифриз как можно быстрее.
Проверка совместимости в домашних условиях
Бывает так, что неизвестно, что уже залито. В таком случае можно провести опыт в домашних условиях. Сразу стоит сказать, что 100-процентной гарантии он не дает.
Необходимо взять часть ОЖ из системы. Для этого используют шприц, набирая образец из расширительной емкости. Также можно воспользоваться сливным отверстием. Вылить антифриз в прозрачную емкость и добавить в нее такое же количество новой жидкости. Смесь нужно тщательно перемешать и оставить на 15 минут.
Если в результате смешивания возникла какая-то реакция (образовалась пена или выпал осадок), то эти антифризы смешивать нельзя, ведь они навредят системе охлаждения. Чтобы получить более точные результаты, смесь нужно разогреть до 90 градусов.
Никто не посоветует смешивать антифризы разных марок или цветов. Однако возникают ситуации, когда без этого не обойтись. В таком случае необходимо придерживаться нескольких правил. В частности, ориентироваться нужно не на оттенок, а на химический состав. Также категорически нельзя смешивать G11 и G12. Но есть и другие ограничения. Неправильной подобранный состав может навредить системе охлаждения, а также выведет из строя двигатель.