контакт-центр с 7:30 до 22:00
Для бизнеса

Зачем менять масло в двигателе?

615 13 мин07.03.2024
Зачем менять масло в двигателе?

В процесс обслуживания автомобиля входит проверка состояния комплектующих, фильтров, замена изношенных деталей. И здесь важным пунктом стоит своевременное обновление автозапчастей и технических жидкостей. И хотя некоторые считают, что незачем часто менять автомасло и можно ограничиться лишь редким доливом, нельзя пренебрегать рекомендациями специалистов. Моторная смазка в автомобиле служит для снижения трения подвижных частей силового агрегата, защиты от преждевременного износа, коррозии, для отвода тепла и дополнительной терморегуляции, выполняет функцию смазывания движущихся элементов. Кроме того, участвует в очищении мотора от скопившегося нагара и продуктов износа, которые там появляются.

Если проигнорировать интервалы замены от производителя мотора и приступить к процедуре слишком поздно, есть риск выхода мотора из строя. Двигатель в результате отсутствия или недостаточного количества смазки перегреется, компоненты будут изношены и повреждены, что в итоге потребует затратного и длительного ремонта.

Для чего используется

Чтобы понимать, для чего менять в автодвигателе масло, нужно знать его функции:

  • Смазывание: вне зависимости от температуры окружающей среды, средство призвано обволакивать запчасти, уменьшать силу трения. Благодаря масляной пленке, которая образуется на поверхностях, сокращается износ металлических компонентов.
  • Очищение: во время работы механизмов продвигается по отсекам, собирая и удаляя отложения.
  • Охлаждение: отводит лишнее тепло от деталей, выполняя охлаждающую функцию.
  • Защита: благодаря появлению пленки на металле и антикоррозионным присадкам средство препятствует появлению коррозии и преждевременному выходу из строя.

Причины ухудшения качества

Моторное масло производится из основы и определенных присадок, которые добавляются на заводе для улучшения ее свойств. В ходе эксплуатации под воздействием высоких температур, до которых разогревается работающий двигатель, компоненты сгорают, окисляются, утрачивают свои функции. Смазка теряет первоначальную вязкость, теряет текучесть, что сказывается на ее защитных характеристиках.

Система для дополнительного очищения оборудуется масляным фильтром, в котором накапливаются отложения, мелкие частицы и другие загрязнения. И чем больше машина проезжает километров, тем больше загрязняется жидкость. Таким образом фильтр также не в состоянии обеспечить должную степень защиты, так как собирает на себе все отложения.

Однако ошибочно считать, что если машина долгое время стоит без движения, то и смазочное средство не приходит в негодность. Внутри начинает скапливаться конденсат, который затем окисляется и способствует ускоренному разрушению.

Многие объясняют ход своих мыслей так: раз тара в течение нескольких месяцев, а то и дольше, стоит в магазине, значит и в простаивающей машине не испортится. Но не стоит путать герметичное хранение при постоянной температуре и нахождение в двигательной системе. После заливания в ДВС масло с течением времени испаряется, подвергается воздействию кислорода, соприкасается с металлом.

Последствия использования отработанного масла

Автомеханики и водители со стажем знают, зачем и как часто нужно менять масло. Конечно, если отложить процедуру на несколько дней, или вы разово забыли вовремя приехать на СТО, ничего страшного не случится. Но если игнорировать на регулярной основе, последствия будут печальными.

Двигатель, по которому проходит загрязненная масляная жидкость, раньше времени изнашивается. Под воздействием силы трения и повышенных температур детали стираются и изнашиваются, так как масляная пленка между ними теперь отсутствует.

Езда с выработавшей моторесурс смазкой чревата поломками в двигателе и турбокомпрессора. На подшипниках и вале компрессора проявляются последствия разрушения металла, которые являются неизбежным последствием интенсивной работы в неблагоприятной среде. Каналы компрессорного агрегата закоксовываются и забиваются данными отложениями, из-за чего в итоге он начинает заклинивать.

Рекомендации по замене

Производители обычно указывают в инструкциях рекомендуемые сроки замены, которые водителю необходимо соблюдать для сохранения рабочего состояния и продления срока жизни ДВС. В зависимости от того, что наступит раньше, смазочный материал обновляют каждые 5-10 тыс км или раз в 6-12 месяцев.

Но помимо сроков на частоту влияют и другие факторы: это стиль езды, тип ДВС, тип смазки, температурные условия и многое другое. Стоит учитывать, что экстремальные условия езды сокращают интервал, так как автомасло деградирует намного активней.

Кроме прописанной периодичности, можно ориентироваться и на внешние показатели:

  • Изменились вязкость и цвет, стала визуально гуще. Новое моторное средство золотисто-желтого цвета, практически прозрачная. При эксплуатации в ней появляются различные загрязнения, из-за чего постепенно становится все темнее и гуще.
  • Появились нехарактерные звуки. Когда фильтр слишком загрязнился или не хватает смазочной материала, водитель может замечать шумы.
  • Упало давление. Некоторые модели авто оборудованы специальным датчиком давления, который информирует о количестве жидкости. Если уровень слишком низкий, скорее всего система уже слишком загрязнена либо осталось мало смазки.

Дополнительным помощником для определения подходящего времени служит загоревшийся индикатор на приборной панели. Таким образом система сама определяет уровень и информирует водителя о необходимости записаться на СТО.

Чтобы пользователям было проще ориентироваться в выборе, производители на этикетках указывают допуск к применению с данной маркой автомобиля и типом ДВС. Общими рекомендациями может послужить, например, такая информация:

  • Для старых автомобилей чаще применяется минеральное или полусинтетическое средство;
  • Большинство моторов более новых моделей нуждается в синтетике или полусинтетике.

Маслопроизводители для создания продукта используют основы разной степени обработки, а для усиления функций добавляют те или иные присадки. Причем на каждом заводе формулы присадок строго индивидуальные, разрабатываются с учетом специфики ДВС и предполагаемых нагрузок. Поэтому нельзя взаимозаменять, например, синтетику 5W30 и полусинтетику 5W30, хотя класс вязкости у них одинаковый.

Также важно знать, зачем менять автомасло в двигателе с большим пробегом нужно с большей внимательностью. Некоторые изготовители предлагают сразу продукты для таких силовых агрегатов. Характерными признаками является содержание пакета специальных присадок, которые помогают снизить расход смазки, поддерживать давление, повысить степень защиты.

Заключение

Для качественного обслуживания транспортного средства важно четко понимать, для чего менять масло в ДВС. Своевременная замена помогает предотвратить появление коррозии, снизить износ и перегрев деталей, обеспечивает подходящий уровень теплообмена как в жару, так и с наступлением морозов.

И новички, и водители со стажем знают, зачем меняется масло в авто: регулярное обновление технических жидкостей помогает в конечном счете продлить эксплуатацию автодвигателя, тем самым сохранив бюджет.

Подпишитесь на рассылку
И получайте информацию о наших новостях, скидках и предложениях