контакт-центр с 7:30 до 22:00
Для бизнеса

Моторное масло. Что означает категория API?

70 17 мин18.12.2022 (обновлено 12.02.2024)
Моторное масло. Что означает категория API?

Широко известная и популярная классификация моторных масел API появилась в 1969 году. Над ее созданием трудились сразу три организации, среди которых Американский институт нефти. Разработка получилась понятной, поскольку в основу легли эксплуатационные показатели смазки. Поэтому она остается одной из самых популярных в мире. 

Описывает четыре группы смазочных материалов: для бензиновых, дизельных, двухтактных двигателей и трансмиссии

А чтобы соответствовать новейшим стандартам, разработчики постоянно вносят в нее корректировки.

Для тех, кто не знает, что означает классификация моторных масел API, мы составили подробную инструкцию с расшифровками.

Четыре группы базовых масел

1 группа

Тип базового масла, который получается методом очистки нефти с применением реагентов. Включает повышенное количество серы. Отличается сниженным показателем индекса вязкости — степени вязкости, зависящей от температуры эксплуатации. Еще такие материалы называются «минеральными».

2 группа

Такие вещества прошли очистку водородом или гидротрекинг. Практически не содержат серы, а до этапа добавления присадок выглядят, словно прозрачная жидкость. Это значительно продлевает рабочие сроки смазочного материала. Сниженное количество нагара, отложений позволяет двигателю работать дольше. Причисляются к категории «минеральных масел».

3 группа

Практически полностью копирует вещества из второй группы, однако выделяется большим индексом вязкости. Процессы изомеризации повышают низко- и высокотемпературную вязкость, а вместе с этим обеспечивается уверенный запуск в мороз и применение в условиях максимальных нагрузок. Называются такие смазочные материалы «синтетикой».

4 группа

Масла, созданные на базе полиальфаолефинов, которые постепенно отступают перед технологиями гидрокрекинга, изомеризации. Получаются путем смешивания 3 или 4 группы базового масла с 1 или 2 группой, чтобы получилась «полусинтетика». Если смешать 3 или 4 группу с материалами 1 группы, получится «полусинтетика» с увеличенным количеством серы и элементов, которые плохо сказываются на состоянии силового агрегата.

                                                  Четыре группы базовых масел

Категории по АПИ: предназначение и качество

Система утверждает минимальные рабочие стандарты, уровни качества смазочных материалов. Требования к продукции растут, а вместе с ними совершенствуется система. Поэтому сегодня классификацию чаще других используют для оценки качества.

Расшифровка классификации масел по API начинается с первой буквы:

  • S — Service: для силовых агрегатов на бензине;
  • C — Commercial: на дизеле;
  • EC — Energy conserving: для любых.

Вторая буква определяет время введения смазки в эксплуатацию, качество. Составы располагаются в порядке хронологии. Чем дальше буква от начала алфавита, тем свежее стандарт. Каждая следующая категория может заменить предыдущую.

Категория S

Маркировки от SA до SG сегодня устарели. Однако потребность в материалах остается, поэтому их еще можно увидеть на рынке. Приведем действующие составы из таблицы классификации моторных масел по API и кратко расшифруем их. 

SH

Считается актуальным, но условно. Вводилась в употребление и рассчитана для моторов 1992 года. Подходит для легковушек, микроавтобусов, небольших грузовиков. Соответствует ILSAC GF-1, однако без энергосбережения. Заливается в авто, для которых предназначены составы SG и более старых стандартов.

SJ

Актуальна с 1995 года и заменяет все устаревшие версии. Вводит требования к силовым агрегатам 1996–2001 года выпуска. Выделяется повышенными стандартами к объему нагара, работе в мороз. Включает меньше токсичных примесей, чем предыдущая категория.

SL

Для транспорта, выпущенного до 2004 года вместе с турбированными моторами, которые функционируют на обедненном топливе. Соответствуют передовым стандартам в сфере энергосбережения, экологичности. Производители регулярно усовершенствуют смазки, чтобы увеличить межсервисный интервал, снизить летучесть, сделать стабильность выше.

SM

Разработан для транспорта, который сегодня находятся в эксплуатации. Действует с 2004 года, можно лицензировать по ILSAC как энергосберегающий класс. Показывает повышенные стандарты в области экологии. Демонстрирует лучшие противоокислительные, противоизносные, защитные характеристики.

SN

Актуальна с 2010-го. Выделяется снижением количества фосфора в составе, что позволило сочетать смазки с системами нейтрализации выхлопных газов. Материалы дополнительно обзавелись энергосберегающими качествами, улучшили антиокислительные свойства, стойкость к образованию шламов. Часто вместе с этим классом используется обозначение Resours Conserving, под которым понимаются сниженные затраты бензина, защита системы турбонаддува, очистки газов. Совмещается с биотопливом, практически аналогична ILSAC GF-5. Смазки также можно классифицировать как АСЕА от С2 до С4.

Категория C

Классы с маркировкой от CA до CG-4 считаются недействительными. Актуальны следующие стандарты из классификации дизельных масел по API.

CH-4

Начало применения категории относится к 1998 году. Разрабатывалась для четырехтактных моторов, функционирующих на повышенных скоростях при активном засорении смазки частицами сажи. Допускается применять с агрегатами, которые работают на дизеле с увеличенным содержанием серы – до 0,5%. По степени токсичности соответствует требованиям периода введения категории. Содержит присадки, минимизирующие объем нагара, предохраняющие клапаны от истирания.

CI-4

Актуальный стандарт, запущенный в 2002 году в связи с новыми экологическими стандартами, EGR, из-за которой объем сажи не должен выходить за пределы 5–9%. Сочетается с системами наддува и впрыска. Включает диспергирующие присадки. Смазывающие материалы отличаются высокой стойкостью к термоокислению, минимальным угоранием, летучестью. Увеличена текучесть, чтобы обеспечить лучшую прокачиваемость в суровые морозы.

CI-4 PLUS

Дополнительный класс, лицензированный в 2004 году, чтобы соответствовать стандартам такой техники, как Caterpillar ECF-1. Отличается жесткими требованиями по количеству сажи, отложений, вязкости.

CJ-4

Лицензирована в 2006 году как класс для быстроходных, тяжелонагруженных четырехтактных моторов, которые соответствуют экологическим планкам 2007 года. Ограничивает зольность — до 1%, серу — 0,4%, фосфор — 0,12%. Рекомендуется использовать вместе с сажевыми фильтрами, очистительными системами газов.

CK-4

Разработка для высокоскоростных моторов, поступивших в продажу после 2017 года. Отличается стойкостью к окислительными процессам, образованию нагара на поршневых кольцах. Несмотря на нагрузки, вязкость демонстрирует стабильность. Выросли требования к деградации, противоизносным характеристикам. Оптимально для моторов с сажевыми фильтрами, системами доочистки всех типов.

FA-4

Новейший класс, который регламентирует создание смазок, соответствующих сегодняшним стандартам экологичности, энергосбережению. Не может заменять другие классы. Использовать нужно, если это рекомендует автопроизводитель.

Важно знать! Если на этикетке отсутствует маркировка по АПИ, это значит, что смазка не сертифицировалась по этой системе или ее категория перестала быть действующей.

Классификация масел для моторных двигателей по API создана в 1969 году, а служит даже сегодня. Это одна из самых понятных и простых систем, которая позволяет оценить качество смазки. По назначению разработчики делят все материалы на несколько групп — для моторов на бензине, дизеле, четырехтактных силовых агрегатов, трансмиссий.

Выбирая состав, всегда ориентируйтесь на рекомендации производителя. Не все масла могут быть заменяемыми или заменяющими. Например, некоторые последние версии смазок могут использовать строго по указанию автопроизводителя. Поэтому важно заранее понять, что требуется в вашем случае. А если возникают какие-то вопросы, консультанты 1AK.BY готовы помочь с поиском ответов.

Подпишитесь на рассылку
И получайте информацию о наших новостях, скидках и предложениях