Как провести десульфатацию аккумулятора своими руками?
Сульфатация — это процесс накопления сульфатных отложений, что приводит к снижению емкости и способности удерживать заряд. Если АКБ длительное время находится в состоянии недозаряда, сульфатация становится постоянной и ведет к выходу из строя.
Беловатый свинцовый налет неизбежно появляется в ходе простоя и эксплуатации на пластинах источника питания. Во время зарядки этот налет растворяется и распадается обратно на свинец и серную кислоту. При этом часть сульфатов не растворяется, если к этому моменту на пластинах скопилось слишком большое количество налета.
Десульфатация аккумулятора своими руками
Перед тем, как приступать к восстановлению, убедитесь, что батарея отказывается работать именно по причине обильного налета. В некоторых случаях батарея отказывается держать заряд по более глобальным причинам: в одной из банок произошло короткое замыкание, пластины начали разрушаться. То, что проблема серьезнее, вы поймете по комбинации хотя бы 2 признаков:
- АКБ теряет заряд так же быстро, как и восстанавливает.
- Электролит кипит практически сразу после начала подзарядки.
- Белый налет покрыл равномерным слоем все пластины аккумулятора.
- Уровень емкости снижается на 30% и более.
Если вы выявили описанные признаки, либо повреждения и сколы на корпусе, вернуть к жизни данный аккумулятор уже сложно. Рекомендуем сдать АКБ в пункт приема 1AK.BY, чтобы купить аккумулятор со скидкой.
Причины сульфатации
Факторы, провоцирующие сульфатацию:
- Состояние глубокого разряда: при разряде пластины покрываются слишком твердым слоем, разрушить который становится все сложнее. Восстановление в таком случае постепенно сокращается и с каждой разрядкой на пластинах остается все больше сульфатов.
- Низкая температура окружающей среды: зимой батарея теряет заряд быстрее, соответственно процессы оседания солей ускоряются.
- Хранение в разряженном состоянии: если в течение длительного времени хранить севшую АКБ, кристаллы свинца активно образуются на пластинах, а обратный процесс не происходит. В результате этого сульфаты прочно въедаются в металл и удалить их становится практически невозможно.
Методы десульфатации
Если в результате проверок вы выяснили, что причина быстрых разрядов именно в обильном налете, а не в коротком замыкании или разгерметизации корпуса, проведите десульфатацию аккумулятора своими руками.
Зарядным устройством с функцией десульфатации
Ряд ЗУ, которые есть в автомагазине, снабжены функцией десульфатации батареи. В зависимости от степени поражения, процесс восстановления может занять до нескольких суток.
Сама по себе процедура достаточно простая в исполнении:
- Подключается зарядник в соответствии с полярностью клемм.
- На ЗУ настраивается нужный режим.
- Информация о состоянии источника питания отражается на индикаторе ЗУ. После появления сигнала зарядное отключается от батареи.
Суть восстановления заключается в чередовании состояний батареи: на АКБ подается зарядный ток, а затем — разрядный в соотношении 10:1. Важно помнить, что зарядку следует проводить в хорошо проветриваемом помещении из-за выделения токсичных паров.
В случае, если в вашем ЗУ есть функция настройки величины напряжения, вы можете провести десульфатацию аккумулятора своим зарядным устройством. Однако надо учесть, сколько времени потребуется: обычно полный процесс занимает порядка 1–2 недель. Алгоритм следующий:
- Проверяется уровень электролита (в АКБ обслуживаемого типа). В норме уровень находится выше на 1,5 см над пластинами. Если в одной или всех банках есть нехватка, необходимо долить дистиллированной воды.
- Автобатарея должна быть разряжена: 8 В — напряжение, 1,07 г/см3 — плотность электролита.
- На ЗУ настраивается напряжение в диапазоне 14–14,3 В, сила тока 0,8–1 А. С этими настройками источник питания заряжается в течение 8 часов.
- Затем зарядник отключается и батарея стоит около суток.
- Снова подключается ЗУ с тем же уровнем напряжения, а сила тока настраивается до 2,5 А. Выдерживается зарядка до уровня напряжения на клеммах 12,7 В, затем выполняется разряд АКБ.
- Подключается нагрузка (например, лампочка дальнего света) и разряжается аккумулятор. Для этого потребуется около 8 часов, в течение которых необходимо следить за напряжением: уровень не должен опускаться ниже 9 В.
- Пункты 3–6 необходимо повторить несколько раз, при этом важно постоянно следить за плотностью электролита. Повторение описанных циклов помогает вернуть показатель плотности электролита до 1,27 г/см3.
Восстановление заводских характеристик или хотя бы приближенных к ним цифр вполне возможно при регулярном использовании зарядных устройств и обслуживании АКБ: если не забывать проводить десульфатацию при появлении на пластинах налета, емкость снижается более замедленными темпами.
А чтобы в дальнейшем сталкиваться с проблемой сульфатации как можно реже, советуем взять в привычку ряд правил:
- Избегайте сильных разрядов батареи: не важно, какая температура за окном. Долгие простои с низким уровнем заряда губительны для емкости батареи. Чтобы этого избежать, совершайте хотя бы 1 раз в неделю небольшие поездки от 30–40 минут за городом.
- В обслуживаемых аккумуляторах проверяйте уровень электролита.
- Не заводите машину с севшим аккумулятором. Если АКБ разряжена, предварительно ее рекомендуется подзарядить, чтобы предотвратить появление налета.
Если возникают вопросы, всегда обращайтесь к консультантам 1AK.BY, которые расскажут все технические тонкости обслуживания АКБ.