контакт-центр с 7:30 до 22:00
Для бизнеса

Моторные масла и классификация SAE. Учимся расшифровывать маркировку вместе

408 19 мин19.01.2023 (обновлено 24.10.2023)
Моторные масла и классификация SAE. Учимся расшифровывать маркировку вместе

С появлением первого автомобиля производители постарались классифицировать моторные масла. Уже тогда стало ясно, что вязкость — ключевое свойство. Поэтому все технические жидкости было принято делить на группы: маловязкие, средневязкие, тяжелые. С появлением улучшенного оборудования инженеры SAE разработали более совершенную систему. Сегодня в нее входит 11 отдельных классов. Маркировка состава позволяет узнать, для какого сезона он подходит, при каких условиях сохраняет свои вязкостные свойства.

Три подвида масел для авто по SAE

SAE J300 — единственная классификационная система, которая признана везде.

  • Летние

Распознать такие смазки можно по тому, что маркировка не содержит буквенных обозначений. Это высоковязкие составы, которые не боятся повышенных температур. К примеру, SAE от 20 до 60.

Проходят стандартизацию по кинематической вязкости в условиях 100°С и по динамической при 150°С. Это делается, чтобы посмотреть, как вещество покажет себя в рабочих условиях, при перегреве.

  • Зимние 

Имеют более жидкую консистенцию, чтобы в мороз могли свободно прокачиваться по системе. Маркируются буквой W, применяются в холодное время года. Например, SAE от 0W до 25W. В результате испытаний четко определяются вязкостные показатели в мороз, сохранение прокачиваемости.

  • Всесезонные 

Были разработаны для стран, где разница между летними и зимними температурами получается небольшой. Могут использоваться круглый год. Достаточно жидкие, чтобы обеспечить проворачивание в мороз, и достаточно густые, чтобы обеспечить защиту в жару. Но не рассчитаны на суровые зимы. Отмечаются как SAE 10W30.

Проходят испытания как летние и зимние масла. Должны соответствовать двум критериям: не превышать отметки низкотемпературных свойств динамической вязкости, соответствовать нормам кинематической вязкости при 100°С.

Таблица классификации масел по SAE

Температурный диапазон (°С) безопасного запуска в зимнее, летнее время

Класс

Всесезонные

от –40 до +40

0W20, 0W30

от –35 до +40

5W20, 5W30

от –30 до +40

10W30, 10W40

от –25 до +40

15W40

от –20 до +40

20W50

Сезонные

от –30 до +20

10W

от –20 до +30

20W

от 0 до +40

30

от +5 до +40

40

от +10 до +40

50

Важно знать! Маркировку принято расшифровывать в связке с температурой воздуха. Однако такое утверждение актуально только для низкотемпературного индекса. Например, 5W указывает, что продукт не утратит текучесть, будет прокручивать коленвал, запустит стартер в -30°С. 

                                    Моторные масла и классификация SAE

Температурный диапазон применения легко просчитать самому, зная формулу: от первой цифры перед W нужно отнять -35. В этом случае масло 5W40 можно использовать при -30°С.

Однако высокотемпературный индекс 40 не связан с температурой воздуха. Смазка внутри прогревается до 100°С, поэтому факторы окружающей среды значения не имеют. Число указывает на параметры вязкости при 100°С. Определяет толщину слоя пленки, возможность проходить по каналам разной толщины. Моторы отличаются своими конструктивными особенностями, которые нужно учитывать. Поэтому первым делом нужно смотреть в рекомендации разработчика.

Показатель

Низкотемпературный индекс


0W

5W

10W

15W

20W

25W

Прокачиваемость (°С)

-40

-35

-30

-25

-20

-15

Проворачиваемость (°С)

-30

-25

-20

-15

-10

-5

Расшифровка SAE — от 1AK.BY

Разберемся в основных понятиях, чтобы иметь четкое представление о расшифровке.

Низкотемпературная вязкость

Проворачиваемость — динамическая вязкость вещества и температурный показатель, при котором вещество остается достаточно жидким, чтобы запустить ДВС.

Класс смазки

0W

5W

10W

15W

20W

25W

Проворачиваемость (мПа-с при °С)

6200 при -35

6600 при -30

7000 при -25

7000 при -20

9500 при -15

13000 при -10

Прокачиваемость (60 000 при °С)

-40

-35

-30

-25

-20

-15

Кинематическая вязкость (100°С, мм)

3,8

3,8

4,1

5,6

5,6

9,3

Прокачиваемость обозначает минимальную температуру, когда вязкость составляет до 60 000 мПа-с. Насос должен прокачивать смазку по системе без задержек, особенно в мороз. Обычно ниже показателя проворачиваемости на 5 градусов.

Высокотемпературная вязкость

Кинематическая вязкость демонстрирует текучесть материала при 40°С, 100°С, 150°С. Температуры подобраны так, чтобы увидеть динамику изменения смазки в нормальных, критических условиях применения. Для замеров берется капиллярный вискозиметр. Засекается, за какое время выливается вещество через отверстие определенного диаметра. Чем меньше показатель, тем вещество жиже, а чем выше, тем гуще.

Динамическая вязкость определяет, какое сопротивление возникает между движущимися на расстоянии 1 см слоями масла. Скорость перемещения составляет 1 см/с. Является критерием энергосберегающих показателей смазки.

Индекс вязкости 

Определяет взаимозависимость вязкости продукта и температуры. Повышение индекса значит, что смазка меньше реагирует на градусы.

Высокий показатель говорит, что вещество не так быстро загустевает в мороз, сохраняет густоту при высоких температурах. Определяется молекулярной структурой соединений базы вещества. Поэтому чистота минералки напрямую влияет на величину индекса. Лидерами выступают синтетика, гидрокрекинг.

Чаще всего индекс составляет от 140 до 180 единиц. Японские разработки на базе полиальфаолефинов дают все 200 единиц.

Что важно знать при выборе смазочных материалов?

Первый пункт — рекомендации производителя, которых лучше придерживаться максимально. Важны также пробег авто и климат:

  • для авто с износом менее 25% от срока эксплуатации подойдут жидкости с показателем 5(10) W30;
  • если пробег до 50%, на лето берется 10(15) W40, а на зиму — 5(10) W30;
  • для машины с износом от 75% летом 15(20) W40, зимой 5(10) W40;
  • если в холодный период держится температура до –20°С, подойдут практически все варианты;
  • если АКБ или стартер проблемный, стабильность обеспечит 0W30.

Классификация SAE упрощает выбор смазочных продуктов, потому что позволяет учесть вид силового агрегата, состояние ТС и климатические условия. А если вы в чем-то не разобрались, всегда обращайтесь за помощью к консультантам 1AK.BY.

Подпишитесь на рассылку
И получайте информацию о наших новостях, скидках и предложениях