Что такое AGM-аккумулятор?
AGM-аккумуляторы известны давно. Раньше они чаще встречались под капотом мотоциклов, катеров, а сегодня стали активно устанавливаться на автомобили. Основная причина — появление двигателей "Старт-Стоп". В сочетании с ними ценность АКБ возросла, а цена перестала казаться слишком высокой. Вместе с этим они также часто используются на ТС с большим количеством электроники на борту. Давайте разбираться вместе, что это — AGM-аккумулятор.
Факты из истории
Первая модель аккумулятора технологии AGM разработана сотрудниками Gates Rubber Company в 1972 году. Называлась Cyclon, а вместо жидкого электролита заполнялась связанным. Между пластинами поместили маты из стекловолокна, которые пропитывались кислотой. Отсюда аббревиатура: Absorbent Glass Mat или абсорбирующий мат из стекловолокна.
Через десятилетие на рынке появился вариант со сроком применения до 10 лет, емкостью до 400 А-ч. Такие изделия предназначались для телекоммуникаций.
В это же время Gates Rubber Company покупает бренд Varley, занимающийся разработкой военной, авиационной техники. Модель Cyclon была приспособлена для авиалайнеров.
Американским первопроходцем стала компания Concord. Она стала производить батареи для коммерческого использования. А с 1990 годов стало понятно, что традиционные свинцово-кислотные изделия уже не справляются с требованиями, которые предъявляет к источнику питания автопром.
Принцип работы АКБ технологии AGM
Аккумулятор AGM имеет стандартное строение: в корпусе располагаются "банки" или пары свинцовых пластин электродов. Между пластинами находится тонкий слой стекловолокна, который в процессе фиксации немного сжимают, а затем припаивают к банкам. Маты пропитываются серной кислотой на 95%. Благодаря такому строению, АКБ лучше переносит вибрацию, может устанавливаться в любом положении. Данная модель является необслуживаемой.
Этапы работы:
- когда батарея разряжается, свинец, кислота преобразуются в сульфат свинца, воду;
- при заряде элементы переходят в первоначальное состояние;
- если токи ЗУ высокие, начинается электролиз с образованием водорода, кислорода, которые не выходят за пределы батареи, а рекомбинируются обратно внутри корпуса;
- если ток слишком высокий, давление растет, лишние газы сбрасываются через клапаны — VRLA.
Устройство AGM аккумулятора
Изделия могут быть устроены по-разному:
- Пластинчатые
- Спиральные
Собираются из пластин, соединенных внутри матами из стекловолокна.
Эта технология AGM для АКБ запатентована в США, поэтому стоимость разработки обычно выше. При изготовлении берутся ленточные электроды, между которыми помещаются сложенные пористые вкладки. Пластины сворачиваются в рулон, погружаются в цилиндры, закрываются. Выводы объединяются свинцовыми пластинами.
Эксплуатация
Аккумулятор типа AGM часто применяется на мотоциклах, вездеходах, поскольку электролит не разольется в момент резких маневров, вибраций, наклонов под большим градусом.
Что касается легкового транспорта, здесь АКБ применяются в премиальном сегменте. Устанавливаются на машины с моторами "Старт-Стоп", большим количеством электрики.
Кроме этого, батареи устанавливаются на гоночные машины, солнечные или ветровые электростанции, военной и авиационной технике, в любительской робототехнике, на лодках или водных мотоциклах.
Но чтобы изделие оставалось работоспособным длительное время, нужно придерживаться следующих правил:
- Проверяем значение напряжение отдельных элементов перед установкой. Это позволит определить неисправные банки, если они имеются.
- Используем АКБ одной марки, емкости, если подключаем сразу несколько изделий. В противном случае можно снизить заряд или спровоцировать поломку.
- Не допускаем переразряда, уменьшенного значения напряжения.
- Устанавливаем источник питания правильно, следим за показателями заряда.
- Стараемся не превышать обозначенные производителям температурные параметры.
- Полностью заряжаем аккумулятор перед отправкой на хранение. Дополнительно пополняем заряд дважды в год.
Характеристики AGM аккумулятора: плюсы и минусы
В аккумуляторных батареях технологии AGM выделяют следующие преимущества:
- Не нуждаются в регулярном уходе.
- Имеют герметичный корпус, оснащенный клапанной регулировкой, чтобы предотвратить утечку кислоты, коррозию клемм. Это исключает попадание внутрь влаги, искр.
- Могут устанавливаться практически в любом положении. Но не рекомендуется ставить батарею вверх дном.
- Переносят запуск в мороз до -30 °С. Если температура опускается ниже – электролит может кристаллизоваться в разряженном состоянии. В итоге снижается срок службы.
- Долго служат, несмотря на повышенные вибрации.
- Обеспечивают высокое количество зарядов-разрядов, поэтому подходит для организации естественного питания. Число циклов может варьироваться от 250 до 4000.
Есть и недостатки:
- Изделие много весит.
- Для пополнения заряда нужны индивидуальные ЗУ, которые отличаются пониженным напряжением заряда.
- Хранить в разряженном состоянии нельзя. Напряжение банки не должно падать ниже 1,8 В.
- Имеют высокую чувствительность к превышению напряжения заряда. Это приводит к перегреву АКБ и быстрому выходу из строя.
- Напряжение заметно снижается на морозе под нагрузкой.
- Имеют опасный оксид свинца в составе.
- Дороже классических моделей.
Мы разобрались, что это — технология AGM в аккумуляторных батареях. Раньше она считалась подходящей для авиации, мотоциклов, электростанций. С установкой на ТС двигателей системы "Старт-Стоп", такие источники питания стали востребованы в сфере автопрома, а их цена перестала быть необоснованно высокой.
Главное отличие технологии в том, что свинцовые пластины оборачиваются тонким слоем стекловолокна, пропитанного электролитом. Последний в связанном состоянии наделяет изделия рядом достоинств: их не нужно обслуживать, можно не бояться, что электролит разольется, стойкость к вибрациям высока, а газы проходят рекуперацию внутри корпуса.
Как и любая батарея, AGM нуждаются в правильном обслуживании, применении. Например, их нужно регулярно очищать от грязи, подзаряжать. Причем зарядка должна производиться пониженным напряжением. Однако все эти старания легко окупаются преимуществами современной технологии.