контакт-центр с 7:30 до 22:00
Для бизнеса

Причины взрыва аккумулятора

Причины взрыва аккумулятора

Аккумуляторная батарея на автомобиле любого типа, марки, модели и года выпуска предназначена для питания электросети: запуска стартера, освещения, сигнализации, защитных реле, мультимедийного оборудования. При неработающем ДВС она находится в режиме активного разряда. После запуска двигателя АКБ начинает заряжаться от генератора, продолжая выполнять свои функции. Ток заряда зависит от уровня разряженности аккумулятора: чем он выше, тем больше "ампер" необходимо для восстановления номинального уровня напряжения.

Вне зависимости от того, какая АКБ установлена на автомобиле: свинцово-кислотная или гелевая, она нуждается, как минимум, в регулярном осмотре внешнего состояния и силовых клемм. Но, если в процессе эксплуатации автомобиля, стал моргать аварийный индикатор заряда, запуски мотора стали длительными и тяжёлыми, освещение в салоне начало тускло гореть – это первые признаки того, что с АКБ не всё в порядке. Пренебрежение первичными признаками неисправности может привести к короткому замыканию в электропроводке, и, хуже всего – взрыву в подкапотном пространстве.

Причины взрывов АКБ

В зоне риска находятся свинцово-кислотные аккумуляторы. Взрывы АКБ данного типа – далеко не редкость. Причины кроются в химических реакциях, происходящих внутри герметичного пластикового корпуса.

Обычный свинцово-кислотный аккумулятор обслуживаемого типа состоит из разделённых секций, внутри которых размещаются аноды и катоды – положительный и отрицательный электроды. Электроды имеют форму пластин и разделяются сепараторами. Каждая секция наполняется электролитом – раствором серной кислоты и дистиллированной воды. При подключении к клеммам в аккумуляторе начинает происходить электрохимическая реакция между оксидами свинца и серной кислоты. Свинец окисляется до сульфата, оседающего на пластинах. Реакция сопровождается образованием определённого количества воды. Поэтому плотность электролита в процессе эксплуатации АКБ постоянно падает медленными темпами.

При зарядке аккумуляторной батареи происходят обратные процессы. При этом, ввиду химических особенностей реакции, образуется небольшое количество водорода. Он скапливается внутри корпуса АКБ.

Для возникновения взрыва, необходимо стечение ряда факторов:

  • Критическое снижение уровня электролита. Свободная полость внутри корпуса АКБ постепенно заполняется смесью кислорода и водорода, достигая высокой концентрации;
  • Загрязнение воздушного клапана. Элемент конструкции перестаёт выполнять свои функции – удалять избыточные газы из корпуса АКБ в подкапотное пространство;
  • Регулярный перезаряд батареи из-за неисправности реле генератора. Это приводит к катализации процесса электролиза. Газы начинают образовываться с высокой интенсивностью;
  • Отсутствие регулярного профилактического осмотра. По внешним признакам – вздутию корпуса, "шипению" клапана, появлению пузырьков на пробках секций можно распознать начало критической ситуации.

Совокупность данных факторов может вызвать взрыв в любой момент времени, независимо от того работает ДВС или нет. Катализатором процесса служит и высокая нагрузка в бортовой сети: одновременно включенные противотуманные фары, система микроклимата, обогрев сидений, мультимедиа.

Последствия взрыва аккумулятора

Одна из фатальных и распространённых ошибок автолюбителей особенно заметно проявляющаяся в зимнее время года – установка защитного чехла на АКБ. Многие полагают, что так аккумулятор будет остывать медленнее, а, значит, процесс разрядки замедлится. Чехол препятствует возможному выходу газов из клапана. При определённых обстоятельствах для воспламенения водородной смеси будет достаточно искры.

Последствия взрыва аккумуляторной батареи чаще всего имеют разрушительный характер:

  • повреждение подкапотного пространства, бачков для тормозной жидкости и ГУР, кронштейнов, электропроводки, воздушного фильтра;
  • полное повреждение тепло- шумоизоляции крышки капота;
  • выход из строя высоковольтной электропроводки;
  • разрыв шлангов системы охлаждения.

Электролит, вырвавшийся под высоким давлением из корпуса, оседает на металлических элементах, провоцирует короткое замыкание, становится причиной коррозии. Зачастую требуется последующий ремонт лакокрасочного покрытия кузова. Стоимость восстановления работоспособного состояния автомобиля после взрыва может достигать нескольких тысяч рублей.

                                                                           Последствия взрыва аккумулятора

Как предупредить возможный взрыв?

Достаточно просто. Следует обращать внимание:

- на уровень заряда АКБ по специальному глазку на корпусе (при его наличии);

- на исправную работу аккумулятора по напряжению бортовой сети;

- предельный срок эксплуатации батареи.

Регулярное обслуживание АКБ, поддержание клемм в чистом состоянии, проверка плотности электролита уберегут от негативных последствий. Также стоит периодически очищать вентиляционный клапан, даже, если визуально он находится в нормальном состоянии. По достижении назначенного срока службы АКБ её лучше заменить. Экономия в данном случае неуместна.

Вывод

Взрыв АКБ никогда не происходит случайно. Это совокупность негативных процессов, протекающих длительное время. Лучшая мера предупреждения – регулярный уход, контроль и обслуживание аккумуляторной батареи.

Ждем Вас за покупками!