Можно ли ездить на всесезонной резине зимой?
Дважды в год владельцы автомобилей выстраиваются в очереди на шиномонтажах, меняя зимнюю резину на летнюю и наоборот. Однако в линейках производителей представлены и всесезонные покрышки для круглогодичного использования.
Шины "всесезонка" позиционируются как универсальный тип, подходящий как для лета, так и для зимы. По задумке производителей их не нужно менять при смене сезонов, что упрощает эксплуатацию и обслуживание автомобиля.
Можно ли ездить на всесезонной резине зимой в климатических условиях Беларуси? Или нужно в обязательном порядке "переобуваться" на зиму?
В соответствии с ПДД РБ допускается использование "всесезонки" зимой при соблюдении двух условий:
наличие соответствующей маркировки;
остаточная высота профиля протектора – не менее 4 мм.
В зависимости от бренда на всесезонных автопокрышках может иметься надпись: "M&S", (от английского "Mud and Snow" – в переводе "грязь и снег") (также возможны другие варианты написания: "М+S", "M.S", "M S"). Иногда на резине пишут:
- "AS" (по-английски "All Season");
- "AW" ("All Weather");
- "4S" ("4 Season").
Если подобной маркировки нет, то ездить на таких покрышках зимой нельзя.
"Всесезонка" является промежуточным вариантом между летней и зимней резиной. При ее разработке были взяты лучшие качества тех и тех сезонных автошин. Так в чем состоят отличия между этими тремя вариантами?
Летняя резина
Такие автопокрышки изготавливаются из твердых видов резины, они не становятся мягче во время движения в жару. Резина имеет большое пятно контакта с дорожным покрытием и невысокий профиль. При понижении температуры она твердеет, что ухудшает сцепление с дорогой и удлиняет тормозной путь.
Зимняя резина
Зимние шины производятся из мягкой резины, они остаются эластичными в мороз, но размягчаются летом. Протектор достаточно высокий, имеет глубокие массивные прорези, для надежного сцепления с дорогой и сокращения тормозного пути на обледеневшем полотне.
Всесезонная резина
"Всесезонка" имеет промежуточный состав резины – средней твердости, она не предназначена для эксплуатации в сильный мороз или аномальную жару. Резина унаследовала от зимних покрышек рассеченные ламели с довольно широкими канавками, а от летних моделей ей достались скругленные бока. Однако рисунок протектора у всесезонной резины менее замысловатый и глубокий, в нем меньше ламелей, чем у зимних автошин.
Всесезонные автошины разрабатывались для эксплуатации в условиях умеренного климата, на них можно ездить при температуре от -7°С до +25°С. Шины "всесезонка" зимой ведут себя хорошо на сухом асфальте и в слякоть, но на сильно заснеженной или обледенелой автотрассе не могут обеспечить надежное сцепление.
Поэтому использование всесезонной резины зимой в Беларуси разрешается Правилами дорожного движения, но не рекомендуется экспертами. Хотя зимы в РБ в последние годы довольно мягкие, однако столбик термометра нередко опускается до -10°С и ниже. Не редкость зимой обильные снегопады и обледенения трассы. В таких условиях езда на всесезонной резине – это угроза безопасности водителя, пассажиров и других участников дорожного движения.
"Всесезонка" – это своеобразный компромисс между летними и зимними автошинами. Рассмотрим подробнее преимущества и недостатки этого типа автомобильных покрышек.
К достоинствам всесезонной резины можно отнести:
- универсальность – хорошо ведут себя на сухом и мокром асфальте;
- экономия – автовладельцу не нужно покупать два комплекта покрышек, оплачивать услуги шиномонтажа и решать проблему хранения второго комплекта;
- комфортность летом – всесезонные покрышки мягче, чем летние модели;
- отсутствие шума зимой – "всесезонка" менее шумная за счет не слишком глубокого рисунка протектора.
У "всесезонки" есть и ряд минусов:
- не подходит для эксплуатации в сильные морозы, обильные снегопады, при обледенении трассы;
- размягчается при аномально высокой летней жаре на разогретом асфальте, что ухудшает управляемость и может стать причиной аварии;
- повышенный расход топлива в летнее время.
Всесезонная резина – отличный выбор для мягкой зимы, когда столбик термометра не опускается ниже -10°С. В условиях Беларуси на "всесезонке" можно ездить зимой на короткие расстояния в городе, по расчищенным и посыпанным дорогам.