Можно ли ездить на зимних шинах летом?
Изменение температуры окружающей среды означает и перемену дорожных условий. Вполне логично, что весной и летом нужно менять резину на машине, чтобы она соответствовала погодным условиям. Однако есть водители, которые не успевают сделать это вовремя, или попросту не хотят этого делать. Они полагают, что покрышки европейских производителей рассчитаны на мягкие зимы, поэтому вполне подойдут для езды белорусским летом.
Есть и те, кто просто не хочет покупать летнюю резину в целях экономии. Отдельная категория водителей состоит из тех, кто знает о необходимости замены колес, но решают докатать зимние, когда запас протектора остается минимальным.
Что говорят правила ПДД
В правилах дорожного движения Республики Беларусь есть четкие указания относительно автопокрышек в зимнее время. Они говорят о том, что в период с 1 декабря по 1 марта на автомобильные дороги может выезжать транспорт, который оснащен зимним комплектом резины. То есть эксплуатировать машины с летними автошинами нельзя.
Но в законе не оговаривается, можно ли использовать зимние шины летом. То есть, если в период с марта по ноябрь вас остановит инспектор ГАИ на зимней резине, то никаких санкций применено не будет. Главное, чтобы рисунок протектора выступал хотя бы на 4 миллиметра. Также зимние покрышки не сможет стать причиной отказа при техосмотре.
Почему нельзя использовать шины не по сезону
Летняя и зимняя покрышка имеют разные рисунки протектора и состав. В первом случае используются большие ламели с продольными выемками, хорошо отводящими влагу из-под пятна контакта. На изделиях для езды в холодный сезон используется узор елочка, что улучшает управляемость на заснеженных трассах.
Состав автошин также важен. Летние покрышки обладают жестким основанием, оно начинает дубеть при малейших минусовых температурах. Колеса, предназначенные для морозов более эластичные, поэтому лучше сохраняют траекторию на ледяном участке пути.
Несмотря на такие явные отличия, многие уверены, что зимняя шина летом использоваться может без какой-либо ощутимой разницы для водителя. Производители уже не раз опровергали это заблуждение, но оно еще существует. Применение резины не по сезону приводит к ухудшению управляемости, а значит и безопасности. Зимние покрышки плохо себя ведут на мокром асфальте и во время экстренного торможения.
При несвоевременной замене зимних колес есть опасность следующих проблем:
- На высокой скорости машину будет кидать в разные стороны, из-за слабого сцепления с дорогой;
- Мягкие шины ухудшают управление транспортным средством;
- Крупный рисунок протектора плохо отводит воду, поэтому аквапланирование возможно даже при небольшом дожде;
- В летний период зимние шины износятся за один сезон, их нужно будет менять уже зимой, ведь оставшийся протектор не обеспечит должного зацепа.
В неестественных для себя условиях зимние покрышки в значительной степени влияют на тормозной путь. Даже при небольшой плюсовой температуре увеличивается тормозной путь. При этом чем на улице теплее, тем больше будет проходить времени от начала торможения до полной остановки транспортного средства.
Российский журнал "Авторевю" провел эксперимент, как поведут себя разные шины при температуре 7 градусов выше нуля. Машина с изношенными зимними покрышками при начальной скорости в 100 км/ч остановилась почти на 17 метров дальше, чем аналогичный автомобиль на летней резине. Разница в четыре корпуса авто – это очень много. Эффективность зимних покрышек почти на 40% ниже, чем у летних.
Подобный эксперимент проводился финской газетой Tekniikan Maailma. Там начальная скорость была 80 км/ч. Их результат был таким же – автомобиль проехал на 14 метров дальше. Также финны определили момент начала аквапланирования. Стабильное управление на мокрой дороге при использовании летней резины продолжалось, пока автомобиль не разогнался до 84 км/ч, в то время, как на зимней управляемость ухудшилась, не доходя до 70 км/ч.
Эти несколько лишних метров могут стоить разбитой машины, здоровья и даже жизни. Если не затормозить вовремя, то можно не уйти от столкновения или сбить пешехода на переходе. При раннем аквапланировании также возрастает риск ДТП, ведь теряется управляемость транспортным средством.
Помимо ухудшения безопасности и управляемости авто, также увеличивается расход топлива (до 10%) из-за мягкости резины и более худшего сцепления с дорогой. Износ зимних покрышек в летний период гораздо сильнее, чем при использовании летней резины.
Нет никаких нормативных актов, которые бы предписывали обязательную замену колес в летний период. Но логика и здравый смысл говорят, что менять резину нужно вовремя. Здесь не будет никакой экономии, наоборот перерасход топлива и преждевременный износ резины. Ездить на зимних автопокрышках не только не выгодно, но и опасно.