Как проверить пусковой ток аккумулятора?

Проблемы с запуском двигателя часто возникают из-за низкого заряда АКБ. В этой ситуации потребуется измерение пускового тока. Это ключевой параметр аккумулятора. Он характеризует величину тока, который протекает по проводам авто в момент запуска мотора. С каждым годом эксплуатации автомобиля этот показатель уменьшается. Чтобы нивелировать проблемы с пуском двигателя, автовладельцу стоит контролировать этот параметр.
От чего зависит и на что влияет пусковой ток
Чтобы проверить пусковой ток аккумулятора автомобиля, нужно знать, от чего зависит этот показатель. На него влияют:
- габариты электродных решеток;
- тип сплава и материала активной пасты;
- состав электролита.
От величины тока зависит пусковая мощность, имеющая огромное значение для регионов с холодными зимами. От пусковой мощности зависит способность батареи справиться с запуском двигателя при критически низких температурах.
Производители аккумуляторных батарей используют 3 стандарта пускового тока:
- EN. Это общепринятый стандарт, используемый в Европе. Испытания по этому стандарту происходит при температуре -18°C. На измерение уходит 10 секунд. По стандарту, напряжение должно быть выше 7,5 В. Этот тест проходит в 2 этапа – при максимальном значении тока разряда и 60% от максимального. Во втором случае измерение длится 73 секунды. При этом температура остается неизменной.
- DIN. Этот стандарт используется в Германии. Он практически не отличается от европейского. Ключевое отличие заключается в минимальном показателе напряжения аккумулятора. Его величина не должна быть меньше 9 В. При этом время воздействия тока равно 30 секундам. Учитывая эти особенности измерения, на батареях с одинаковой емкостью будут указаны различные параметры стандартов (например, 350 А по DIN и 600 А по EN).
- JIS. Это японский стандарт, предусматривающий проведение двух испытаний токами 150 и 300 А. Измерения проводятся при температуре -15°C. Этот стандарт используется только в Азии.
Когда и как нужно проверять пусковой ток
Необходимость в подобной проверке возникает в ситуациях, когда авто регулярно эксплуатируется при критически низких температурах. Из-за холодного климата снижается емкость АКБ и, соответственно, уменьшаются показатели силы тока. Этот параметр также проверяют при разряде аккумуляторной батареи.
Проверить пусковой ток можно мультиметром, однако даже у профессиональных моделей максимальный предел значений не превышает 30 А. Поэтому для замера силы тока чаще используется цифровой анализатор АКБ. Это прибор, снабженный мощными соединительными проводами и крокодилами. Данный аппарат также оснащен экраном для контроля характеристик аккумулятора.
Каждый из приборов имеет свои достоинства и недостатки:
- Нагрузочная вилка. Это прибор, выполняющий демонстрационно-показательную функцию. Преимуществом такого аппарата считается доступность. При этом он дает представление о текущих показателях напряжения аккумуляторной батареи под нагрузкой и без нагрузки. Поэтому для измерения пускового тока используются другие приборы.
- Мультиметр. Это еще один вариант простого измерительного прибора. Но как писалось ранее, мультиметры предназначены для измерения величины в пределах до 30 А.
- Цифровые измерительно-диагностические приборы. Такие аппараты обеспечивают удобную и оперативную оценку параметров батареи. К плюсам нужно отнести и относительно высокую точность. Из имеющихся минусов такого прибора – его стоимость.
Знание величины показателя пускового тока позволяет оценить текущее состояние аккумуляторной батареи и принять решение относительно возможности ее дальнейшей эксплуатации.