контакт-центр с 7:30 до 22:00
Для бизнеса

Что такое саморазряд и как его уменьшить?

Что такое саморазряд и как его уменьшить?

Нередко водители сталкиваются с ситуацией, когда не могут завести двигатель машины. Картина примерно выглядит так: автомобиль исправен, вечером был оставлен на стоянке, потребители электричества отключены, но на утро мотор не заводится. Проблема нередко скрывается в севшем аккумуляторе. Здесь не исключен сильный саморазряд АКБ.

Почему так происходит, какой бывает саморазряд, как его измерить? С этими вопросами попытаемся разобраться.

Что такое саморазряд автомобильного аккумулятора?

Разряд — естественный процесс. В более широком понятии — это постепенное уменьшение емкости источника питания, когда он не задействован. То есть разрядка протекает при разомкнутой электроцепи.

Откуда берется это явление, как протекает? Аккумуляторная батарея накапливает энергию, когда двигатель запустился и в работу подключился генератор. Отдача энергии происходит в момент запуска мотора. АКБ прокрутила стартер, ДВС завелся, включился генератор и начал заряжать аккумулятор.

Само накопление энергии происходит из-за химических процессов в банках источника питания. Внутри таких банок в электролите находятся положительно и отрицательно заряженные электроды, которые взаимодействуют с электролитом, за счет чего копится энергия.

Но между циклом есть промежутки, когда энергия не накапливается, не расходуется: простой автомобиля на парковке, в гараже. В эти моменты мотор заглушен, бортовая сеть выключена, цепь разомкнута. Если потребители (сигнализация, видеорегистратор) и берут энергию, то расходуют ее минимально. За ночь такая электроника не посадит АКБ.

Однако электрохимические процессы внутри батареи не прекращаются ни на минуту. А значит, происходит потеря заряда, которая зависит от следующих факторов:

  • состояния источника питания: технической исправности, степени износа;
  • чистоты крышки корпуса;
  • состояния, окисления клемм;
  • температуры воздуха;
  • состояния электролита: плотности, уровня (для обслуживаемых аккумуляторов).

Если рассмотреть температурный фактор, то с повышением градуса усиливается разряд. При минусовой температуре потеря заряда практически прекращается. Объяснение простое: высокая температура усиливает реакции внутри АКБ.

Какой бывает саморазряд аккумулятора?

Существует два вида саморазряда:

  • Поверхностный
  • Внутренний

Причины возникновения — загрязнение корпуса пылью, грязью, пролитой жидкостью (водой, электролитом, маслом). Из-за загрязнения на поверхности образуется пленка, проводящая ток. Это приводит к разряду АКБ. Саморазряд сопровождается утечкой малых токов.

Как решить проблему? Необходимо очистить корпус и клеммы, которые дополнительно можно смазать специальным составом против коррозии.

Протекает внутри источника питания. Вызван окислительно-восстановительными реакциями, которые возникают на электродах.

Интенсивный внутренний саморазряд наблюдается на отрицательных электродах. На положительных реакции протекают менее активно.

Возрастание внутреннего саморазряда зависит от плотности электролита. Чем меньшая плотность жидкости, тем больший разряд. Также сила реакции зависит от состояния и качества электролита. Загрязнения приводят к усилению разрядки.

Причины саморазряда аккумулятора автомобиля

                                                                                           prichina

К основным причинам саморазряда относят следующие:

  • Естественный износ, "старение" АКБ. У любого аккумулятора свой срок службы. Свинцово-кислотная батарея с жидким электролитом в среднем проработает 3–4 года, гелевый аккумулятор до 10 лет. Старый источник питания плохо держит заряд и склонен к сильному саморазряду.
  • Заводской брак. Производители стараются контролировать качество продукции на каждом этапе изготовления. Однако заводские браки не редкость. Поэтому перед покупкой необходимо проверять электротехнические параметры батареи. А продавец должен выписать гарантию.
  • Включенные электроприборы во время стоянки автомобиля. Если забыли выключить фары, магнитолу, кондиционер и прочую электрику, на утро ждите разряженную АКБ.
  • Много полных разрядов. Кроме срока службы, у источника питания есть определенный рабочий ресурс. Не все батареи переносят серию глубоких разрядов.
  • Утечка тока. Неисправные потребители энергии могут спровоцировать разрядку. Если подключен неисправный электроприбор, происходит спровоцированный саморазряд.
  • Некачественный электролит и вода. Расходные материалы должны быть качественными с гарантией производителя. Если вы решили самостоятельно приготовить электролит, используйте только дистиллированную воду и серную кислоту.
  • Внешние факторы. В эту категорию входят: осевшая пыль, грязь, попадание воды, антифриза, механические повреждения. Загрязнения становятся мостиком для электродов. Происходит минимальная утечка тока. Но когда машина долго простаивает, такая утечка ощутимо сказывается на саморазряде.

Проверка саморазряда

Для диагностики используется обычный мультиметр. Алгоритм проверки простой:

  • Снимают отрицательную клемму.
  • На приборе включают режим измерения вольтажа.
  • Черным щупом (минусом) касаются отрицательной клеммы, а красным — корпуса. При утечке тока прибор покажет соответствующие значения.
  • После прибор переключают в режим амперметра. Предел измерений — 0–10 ампер. Щупы в соответствии с полярностью подводят к токовыводам. При нормальном саморазряде мультиметр покажет значение до 0,06 А. Если значение выше, значит, присутствует утечка.

На заметку. Перед диагностикой АКБ полностью заряжают. Корпус, крышку, клеммы очищают от грязи. Влажность воздуха должна быть низкой. Оптимальная температура — плюс 5–20 градусов.

Старые аккумуляторы за день без работы теряют до 1,7% от емкости. Сильно изношенные — до 3%.

У новых обслуживаемых батарей потери незначительны: до 1% за сутки простоя. У необслуживаемых источников питания эти показатели составят до 2% за неделю простоя.

Как уменьшить саморазряд?

                                                                                          samozarad

Здесь все просто:

  • Держите АКБ в чистоте во время эксплуатации и хранения. Если снимаете батарею на зимовку, очистите ее от грязи. Для этого используйте раствор соды. После протрите корпус и крышку насухо.
  • Храните источник питания в прохладном, вентилируемом помещении без попадания прямых солнечных лучей: в гараже, кладовке, на балконе. Низкие температуры замедляют электрохимические процессы внутри банок.
  • Покупайте электролит и дистиллированную воду в специальных автомагазинах, где вы получите гарантию.

Подведем итог

Саморазряд — естественное явление, которое протекает в аккумуляторе в момент простоя.

На интенсивность разрядки влияет состояние, тип, изношенность и степень загрязнения АКБ, а также температура, влажность окружающей среды.

Но если соблюдать условия эксплуатации, содержать источник питания в чистоте, следить за электролитом, правильно консервировать машину и проводить диагностику, можно избежать проблем.

Ждем Вас за покупками!