Тесла на дорогах Беларуси - будущее или реальность?
Тесла приходит в Беларусь - есть ли будущее у электрокаров?
Буквально несколько лет назад покупка автомобиля Tesla для белорусских автомобилистов была практически нереальной авантюрой, на которую решались очень немногие. А о приобретении «битой» машины из-за океана вообще не могло быть речи, так как это мероприятие получалось слишком сложным, непонятным и затратным, ведь у белорусских автомехаников не было опыта работы с автомобилями подобного рода.
Однако у наших ближайших соседей, в Украине, «битые» электрокары с пробегом сегодня пользуются большой популярностью. В среднем, из Америки ежемесячно туда привозится от 16 до 25 машин, которые после восстановления «как горячие пирожки» расходятся среди покупателей.
Покупка «подержанной» Tesla: выгодно или проблемно для владельца?
В 2018 г. в Беларусь стали поступать битые Tesla. Выгодно ли такое приобретение для белорусского потребителя? Или все-таки лучше «раскошелится» на новый электрокар? И есть ли вообще перспективы для развития электротранспорта в Беларуси?
Заметим, что в Беларуси «дефектная» Tesla после доставки, уплаты всех пошлин и ремонта стоит примерно 45−50 тысяч долларов. По такой же цене в США можно купить целую машину, без аварийного прошлого. Но, если добавить к этой сумме 20% НДС и 17% пошлины, которая начисляется от стоимости автомобиля, то получится, что битую машину дешевле привезти и восстановить. А вот цены в Европе на Tesla еще на порядок выше – 70-80 тыс. долл.
Запчасти на Tesla идут только оригинальные, но они далеко не дешевые. Неоригинальных китайских запчастей на автомобили этой марки просто не существует. Из приятных фактов, покупая даже восстановленную Tesla в Беларуси, можно быть уверенным – она с оригинальным пробегом. На этом автомобиле невозможно подкорректировать пробег.
Многие клиенты, приобретая «битую» Tesla, стараются увеличить емкость ее батареи. И, практика показывает, что сделать это несложно, в Беларуси уже есть такие специалисты. Например, из батареи на 60 кВтч можно сделать 85 кВтч, из 75-ки — 90 кВтч. Для этого корпус вскрывают, добавляют ячейки, меняют программное обеспечение. А вот «усовершенствовать» аккумулятор до 100 кВтч не получится из-за того, что у батарей с большой емкостью конструкция совсем другая.
Электрокары на дорогах Беларуси в ближайшем будущем: реальность или фантастика?
Несмотря на относительную привлекательность покупки бэушной Tesla в Америке, можно сказать, что она не станет массовым электрокаром в нашей стране.
Из 3х миллионов авто, зарегистрированных в РБ, сейчас по дорогам нашей страны курсирует всего около трех десятков Tesla, 10 из которых были завезены в прошлом году. Что касается электрокаров других известных брендов, то спрос на них также невелик. Официально в 2018 году были проданы три электромобиля: BMW i3, BMW i8 и Jaguar I-Pace.
Причинами низкого спроса на электрокары, кроме их очевидной высокой стоимости и заградительных таможенных пошлин, вероятнее всего, являются и слабая зарядная инфраструктура в Беларуси, и сложность обслуживания и ремонта подобного автомобиля в нашей стране.
Когда-то в Беларуси разработали целую программу по развитию зарядной инфраструктуры и электромобильного транспорта, где к 2025 году предусматривали построить 262 зарядные станции. Но сроки сдвинулись, и пока разработанная программа так и не была принята.
Однако есть кое-какие сдвиги и в этом направлении. Сегодня созданием сети зарядных станций для электромобилей в Беларуси занимается "Белоруснефть". В 2018 году 2 станции открылись в Гомеле и по одной в деревне Брузги и Орше. Планируют также открыть экспресс зарядные станции во всех областных центрах, всего до 15 штук. В Минске ускоренные зарядные станции стали появляться у некоторых банковских учреждений.
Электромобили белорусского производства: перспективы и проблемные места
Рассуждая о перспективах развития электротранспорта в Беларуси, нельзя не упомянуть недавно представленный прототип белорусского электрокара на базе Geely, работу над электрической частью которого вели специалисты Объединенного института машиностроения.
Пока это опытный образец, на котором планируют отработать технологические и конструкторские решения, чтобы изготавливать разные по мощности и назначению электрокары. Идея весьма интересная и хорошая, но по поводу ее реализации возникает масса вопросов. К примеру, батарея авто (прим. ее вес — 150-160 кг) прикручивается прямо к полу багажника. Поэтому идею белорусской разработки нельзя назвать передовой, хотя тут сыграет значение фактор цены.
Белорусский электромобиль планируют начать выпускать серийно через несколько лет, а его характеристики уже нельзя назвать выдающимися. Максимальный запас хода отечественного электрокара 150 километров и планируемая максимальную скорость — 110 км/ч. Это показатели японских электромобилей семилетней давности. То есть, белорусу будет выгоднее купить подержанного "японца" с электрической установкой, чем новый белорусский электрокар.
Из существенных «минусов» белорусского электромобиля – высокая цена. Одна его батарея (производства России) стоит 17 тысяч долларов. Отечественного потребителя он бы заинтересовал при средней стоимости не более 15 тысяч долларов при наличии льгот для владельца. Например, в тех же США государство стимулирует рост числа электрокаров, создавая для их владельцев льготы: предоставляет бесплатные станции экспресс-зарядки, а также возвращает 30% налога при покупке электромобиля у дилера. Наиболее активно электротранспорт развивается в Скандинавии.
Рынок электромобилей в Беларуси сегодня держится на энтузиастах и пионерах. Но, учитывая строительство АЭС и активное внимание нашего правительства к электроэнергии, его перспективы кажутся не столь пессимистичными. Каким будет рынок электромобилей в Беларуси в обозримом будущем, и сможем ли мы хотя бы немного приблизиться к европейским странам, в которых наблюдается активный интерес к электротранспорту, говорить пока преждевременно.
17-01-2019