Нагрузочная вилка
Нагрузочная вилка используется для снятия показателей степени заряда аккумуляторной батареи и является отличным измерительным приспособлением для определения возможных проблем АКБ.
Показатель нагрузочной вилки считается одним самых точных измерений аккумулятора.
Нагрузочная вилка имеет 2 режима замера:
- Напряжение батареи без нагрузки. Работает как обычный вольтметр.
- Напряжение батареи при нагрузке.
Конструкция любой нагрузочной вилки состоит из:
- нагрузочный резистор;
- переключатель;
- измерительный вольтметр;
- дисплей;
- подвижный щуп;
- цельнометаллический щуп.
Принцип работы нагрузочной вилки основан на применении Закона Ома для полной цепи. Любой источник электродвижущей силы (ЭДС) имеет внутреннее сопротивление.
Без нагрузки напряжение на клеммах аккумуляторной батареи будет приблизительно равно ЭДС аккумулятора. Под нагрузкой за счет протекания тока напряжение будет падать на внутреннем сопротивлении батареи, и на клеммах аккумулятора напряжение будет меньше.
Чем меньше напряжение под нагрузкой, тем аккумуляторная батарея более разряжена.
Нагрузочная вилка не покажет корректные показатели при режиме теста аккумулятора «без нагрузки», когда автомобильная батарея:
- Только что снята с подзарядки
- Снята с борта автомобиля после движения.
- Сильно охлаждена
В этих случаях корректным будет измерять аккумулятор нагрузочной вилкой под нагрузкой.
Помните, что аккумулятор не стоит нагружать более 5 секунд, т.к. можно повредить нагрузочную вилку, которая сильно нагревается в ходе теста.
Общие рекомендации, когда не следует проводить тест аккумулятора под нагрузкой:
- В обслуживаемом аккумуляторе низкий уровень электролита.
- Грязные токовыводы. Обязательно прочищайте клеммы перед замером.
- Замерзший аккумулятор. Также нельзя грузить аккумулятор, когда имеется разрыв корпуса.
Для замера аккумулятора требуется подключить зажим с проводом нагрузочной вилки к минусовой клемме. Контакт зажима должен быть максимально плотным, во избежание искрения.
Жесткий щуп на вилке следует установить на плюсовой клемме. На жидкокристаллическом экране появятся значения напряжения аккумулятора без нагрузки. Нормальное напряжение аккумулятора без нагрузки – 12,55 – 12,7 Вольт. Аккумулятор заряжен.
Для аккумуляторов малой емкости ток нагрузки на вилке составит приблизительно 50А.
Для аккумуляторов больших емкостей, ток нагрузки на вилке настраивается больший при помощи имеющегося регулятора в переделах приблизительно 100А.
Если напряжение на аккумуляторе под нагрузкой опускается на аккумуляторе ниже 10,2 Вольта – аккумулятор имеет заряд на 75% и его следует подзарядить.
Чем ниже значение напряжения под нагрузкой, тем больше разряжен аккумулятор.
Кроме того, встроенный вольтметр нагрузочной вилки хорошо подойдет для общей диагностики бортовой сети автомобиля. Например, удобно снять показатели напряжения генератора автомобиля.
Снимать показатели следует на борту авто предварительно последовательно соединив нагрузочную вилку с аккумулятором.
В этом случае аккумулятор не нагружается вилкой. Автомобиль проверяется в двух режимах:
- с включенными потребителями (печка, свет фар и пр.)
- и выключенными потребителями тока.
Пределы регулятора напряжения на автомобиле независимо от количества включенных потребителей должно быть не ниже - 13,8 В. А с выключенными потребителями - не более 14,5 В.
Показатель напряжения генератора за пределами указанных значений свидетельствует о неисправности генератора, либо неисправности электрической цепи.