17-01-2019

Тесла на дорогах Беларуси - будущее или реальность?

 

Электромобиль Тесла

 

Тесла приходит в Беларусь - есть ли будущее у электрокаров?

Буквально несколько лет назад покупка автомобиля Tesla для белорусских автомобилистов была практически нереальной авантюрой, на которую решались очень немногие. А о приобретении «битой» машины из-за океана вообще не могло быть речи, так как это мероприятие получалось слишком сложным, непонятным и затратным, ведь у белорусских автомехаников не было опыта работы с автомобилями подобного рода.

Однако у наших ближайших соседей, в Украине, «битые» электрокары с пробегом сегодня пользуются большой популярностью. В среднем, из Америки ежемесячно туда привозится от 16 до 25 машин, которые после восстановления «как горячие пирожки» расходятся среди покупателей.

 

Покупка «подержанной» Tesla: выгодно или проблемно для владельца?

В 2018 г. в Беларусь стали поступать битые Tesla. Выгодно ли такое приобретение для белорусского потребителя? Или все-таки лучше «раскошелится» на новый электрокар? И есть ли вообще перспективы для развития электротранспорта в Беларуси?

Заметим, что в Беларуси «дефектная» Tesla после доставки, уплаты всех пошлин и ремонта стоит примерно 45−50 тысяч долларов. По такой же цене в США можно купить целую машину, без аварийного прошлого. Но, если добавить к этой сумме 20% НДС и 17% пошлины, которая начисляется от стоимости автомобиля, то получится, что битую машину дешевле привезти и восстановить. А вот цены в Европе на Tesla еще на порядок выше – 70-80 тыс. долл.

"Битая" Tesla на белорусских СТО

Запчасти на Tesla идут только оригинальные, но они далеко не дешевые. Неоригинальных китайских запчастей на автомобили этой марки просто не существует.  Из приятных фактов, покупая даже восстановленную Tesla в Беларуси, можно быть уверенным – она с оригинальным пробегом. На этом автомобиле невозможно подкорректировать пробег.

Многие клиенты, приобретая «битую» Tesla, стараются увеличить емкость ее батареи. И, практика показывает, что сделать это несложно, в Беларуси уже есть такие специалисты. Например, из батареи на 60 кВтч можно сделать 85 кВтч, из 75-ки — 90 кВтч. Для этого корпус вскрывают, добавляют ячейки, меняют программное обеспечение.  А вот «усовершенствовать» аккумулятор до 100 кВтч не получится из-за того, что у батарей с большой емкостью конструкция совсем другая.

 

Электрокары на дорогах Беларуси в ближайшем будущем: реальность или фантастика?

Несмотря на относительную привлекательность покупки бэушной Tesla в Америке, можно сказать, что она не станет массовым электрокаром в нашей стране.

Из 3х миллионов авто, зарегистрированных в РБ, сейчас по дорогам нашей страны курсирует всего около трех десятков Tesla, 10 из которых были завезены в прошлом году. Что касается электрокаров других известных брендов, то спрос на них также невелик. Официально в 2018 году были проданы три электромобиля: BMW i3, BMW i8 и Jaguar I-Pace.

 Причинами низкого спроса на электрокары, кроме их очевидной высокой стоимости и заградительных таможенных пошлин, вероятнее всего, являются и слабая зарядная инфраструктура в Беларуси, и сложность обслуживания и ремонта подобного автомобиля в нашей стране.

Когда-то в Беларуси разработали целую программу по развитию зарядной инфраструктуры и электромобильного транспорта, где к 2025 году предусматривали построить 262 зарядные станции. Но сроки сдвинулись, и пока разработанная программа так и не была принята.

Тесла на зарядке

Однако есть кое-какие сдвиги и в этом направлении. Сегодня созданием сети зарядных станций для электромобилей в Беларуси занимается "Белоруснефть". В 2018 году 2 станции открылись в Гомеле и по одной в деревне Брузги и Орше. Планируют также открыть экспресс зарядные станции во всех областных центрах, всего до 15 штук.  В Минске ускоренные зарядные станции стали появляться у некоторых банковских учреждений.

Электромобили белорусского производства: перспективы и проблемные места

Рассуждая о перспективах развития электротранспорта в Беларуси, нельзя не упомянуть   недавно представленный прототип белорусского электрокара на базе Geely, работу над электрической частью которого вели специалисты Объединенного института машиностроения.

Пока это опытный образец, на котором планируют отработать технологические и конструкторские решения, чтобы изготавливать разные по мощности и назначению электрокары. Идея весьма интересная и хорошая, но по поводу ее реализации возникает масса вопросов. К примеру, батарея авто (прим. ее вес — 150-160 кг) прикручивается прямо к полу багажника. Поэтому идею белорусской разработки нельзя назвать передовой, хотя тут сыграет значение фактор цены.

Белорусский электромобиль планируют начать выпускать серийно через несколько лет, а его характеристики уже нельзя назвать выдающимися. Максимальный запас хода отечественного электрокара 150 километров и планируемая максимальную скорость — 110 км/ч. Это показатели японских электромобилей семилетней давности. То есть, белорусу будет выгоднее купить подержанного "японца" с электрической установкой, чем новый белорусский электрокар.

Электрокары в ряд, скоро будет и Наш!

 Из существенных «минусов» белорусского электромобиля – высокая цена. Одна его батарея (производства России) стоит 17 тысяч долларов. Отечественного потребителя он бы заинтересовал при средней стоимости не более 15 тысяч долларов при наличии льгот для владельца.   Например, в тех же США государство стимулирует рост числа электрокаров, создавая для их владельцев льготы: предоставляет бесплатные станции экспресс-зарядки, а также возвращает 30% налога при покупке электромобиля у дилера. Наиболее активно электротранспорт развивается в Скандинавии.

Рынок электромобилей в Беларуси сегодня держится на энтузиастах и пионерах. Но, учитывая строительство АЭС и активное внимание нашего правительства к электроэнергии, его перспективы кажутся не столь пессимистичными. Каким будет рынок электромобилей в Беларуси в обозримом будущем, и сможем ли мы хотя бы немного приблизиться к европейским странам, в которых наблюдается активный интерес к электротранспорту, говорить пока преждевременно.