контакт-центр с 7:30 до 22:00
Для бизнеса

Как подобрать масло для двигателя

3367 44 мин15.05.2023 (обновлено 12.02.2024)
Как подобрать масло для двигателя

Введение

Моторное масло имеет первостепенное значение для надежной работы машины. Неподходящая техжидкость приводит к повышенному износу двигателя, ослаблению мощности, повреждению цилиндров и поршней, а также к дополнительным расходам на ремонт. Помимо того, разные конструкции и среда эксплуатации требуют своего типа моторной жидкости, поэтому выбор лубриканта может также сказаться на расходе топлива, экологических показателях и долговременности двигателя.

Как часто нужно менять моторную жидкость

Периодичность зависит от нескольких факторов: тип ДВС, марка масла, условия, в которых ездит автомашина, и др.

В среднем, рекомендуется заливать новое каждые 5-10 тыс км или каждые полгода (в зависимости от того, что случается раньше). Однако, если вы часто используете машину в условиях экстремальных температур, в пыли, грязи, или у вас экстремальный стиль езды, то замена требуется и чаще.

В любом случае следуйте рекомендациям производителя автомобиля и смазки, а также держите на контроле регулярность замены смазочной жидкости.

Выявить момент можно по нескольким признакам:

  1. Цвет. Свежая смазка полупрозрачная, золотисто-желтая. Если темнеет и становится черной, значит уже сильно загрязнена. Однако надо учитывать, что иногда изменение цвета говорит о том, присадки выполняют свою моющую функцию.
  2. Уровень в баке. Регулярно проверяйте количество моторки. Если уменьшается быстрее, чем раньше, это может значить, что где-то протекает или сжигается в двигателе.
  3. Шум. Если в двигателе появляются странные шумы, это может говорить о нехватке масла или засорении фильтра.
  4. Давление. Если машина оборудована масляным датчиком давления, можно контролировать уровень: снижение говорит о загрязнении либо о недостаточном количестве лубриканта.

А вот когда упустить момент и приступить к замене слишком поздно, можно столкнуться с обидными последствиями: образование загрязнений, нагара, увеличение расхода горючего, потеря защитных свойств жидкости, выход из строя ДВС.

Состав смазочной жидкости

В зависимости от состава есть 3 вида. Именно требования автопроизводителя и специфичность эксплуатации учитывают при выборе.

Синтетическое

Производится на основе направленного химического синтеза с использованием искусственно созданных компонентов и добавок. Синтетика состоит из высококачественных базовых масел и дополнительных компонентов, которые дают повышенную эффективность и защиту.

Плюсы:

  • улучшают холодный пуск;
  • повышают производительность;
  • увеличенный интервал замены;
  • высокая термическая стабильность позволяет сохранять свойства при разных температурах и повышенных нагрузках;
  • более низкая летучесть, что снижает расход масла и топлива;
  • антиокислительные свойства снижают вероятность коррозии и преждевременного старения ДВС;
  • уменьшают количество вредных выбросов в атмосферу.

Минусы:

  • высокая цена;
  • не рекомендованы для старых машин.

Минеральное

Производится из нефти и содержит присадки для улучшения свойств. Используется в большом количестве машин, недорогое и простое в производстве. При этом не избавлено и от ряда недостатков.

Плюсы:

  • доступность - обычно дешевле других;
  • совместимость с многими видами двигателей и трансмиссий, что делает универсальным выбором для автомобилей, которые используются в различных условиях;
  • уровень защиты - сохраняет детали от износа, коррозии и окисления. Обеспечивает хорошее уплотнение поршней и клапанов, что снижает потери давления и повышает эффективность.

Минусы:

  • накапливает больше отложений и может увеличить образование осадка и забивание системы;
  • слабая стойкость к минусовой температуре;
  • меньшая стойкость к высоким температурам: может разлагаться и образовывать отложения на поверхностях мотора;
  • быстрый износ в сравнении с синтетикой, требует частой замены;
  • меньшая экологичность из-за упрощенной обработки.

Полусинтетическое

Это смесь минеральных и синтетических базовых масел, хорошо подходит для машин среднего и спортивного классов. Индекс вязкости у этого средства высокий и достаточно неплохая стабильность в экстремальных условиях. В целом, полусинтетика - компромисс для тех, кто ищет удобное соотношение производительности и цены.

Плюсы:

  • защита металлических деталей двигателя;
  • высокая работоспособность при разных температурах;
  • меньшее образование нагара и отложений, лучше очищающие свойства;
  • снижение расхода горючего.

Минусы:

  • большая цена: большинство продуктов обходятся дороже минерального;
  • несовместимость с некоторыми моторами;
  • склонность к окислению и образованию кокса при высоких температурах;
  • есть склонность к горению, что иногда ведёт к повышенному расходу масла и загрязнению окружающей среды;
  • необходимость строгого соблюдения последовательности при замене.

Основные различия

Каждый тип имеет свои плюсы и минусы, поэтому все зависит от ситуации и требований к двигателю. Синтетические продукты, например, лучше работают при экстремальных условиях и требовательных режимах, в то время как минеральные предпочтительны для более простых двигателей. Полусинтетика - компромиссное решение, какое моторное масло залить в двигатель.


Минеральные

Синтетические

Полусинтетические

Составляющие

производятся из базовых масел, полученных из нефти

изготавливаются путем химического синтеза из химических соединений

сочетают базовые масла и синтетические компоненты

Степень очистки

низкие показатели степени очистки и защиты

высокие показатели очистки и защиты

хорошая степень очистки и защиты, но ниже, чем у синтетики

Показатели вязкости

лучшая текучесть и проницаемость, за счёт чего двигатель смазывается более качественно

низкая текучесть и высокий индекс вязкости, что обеспечивает более качественную смазку

хорошая текучесть и индекс вязкости

Эксплуатационный режим

езда в нормальных условиях

подходят для тяжелых режимов

использование в режиме средней тяжести

Степень износа

высокая

низкая

средняя

Стоимость за литр

низкая

высокая

средняя

Присадки

Присадки - это добавки, которые призваны улучшить свойства и функциональные характеристики моторного масла. К ним относятся антиокислители, диспергаторы, противоизносные вещества, антипенные, улучшители текучести, ингибиторы коррозии, против перегрева, моющие и т.д. В зависимости от конкретных потребностей и условий использования двигателя, в моторное средство добавляют различные вещества, чтобы достичь нужной производительности и защитить механизм. Их функции:

  1. уменьшают трение между деталями, что предотвращает износ;
  2. уменьшают скорость окисления и предупреждают образование кислот;
  3. не дают появляться частичкам грязи и отложениям;
  4. улучшают текучесть;
  5. защищают от коррозии;
  6. могут увеличивать мощность мотора, повышать топливную экономичность и снижать выбросы вредных веществ.

Допуск (классификация) моторного масла

Допуски смазочного материала - это одобрение или разрешение, выданное автопроизводителями для заливания конкретного средства в их двигателе. Они выдаются на основании результатов испытаний и соответствия масла требованиям. Эти классификации помогают водителю подобрать подходящий лубрикант и обеспечить стабильную работу ДВС.

SAE (Society of Automotive Engineers)

Классификация SAE основана на показателях вязкости при заданной температуре. Она разделяет продукты на летнее, зимнее и всесезонное. Например, SAE 10W40 имеет меньшую летнюю вязкость, чем SAE 20W50.

Первая цифра говорит о температуре безопасного холодного пуска, определяется от 0° C до -30° C. Зимняя вязкость вычисляется по формуле минус 35: при указании зимней вязкости 10W, отнимаем 35 от 10, имеем температуру -25° C: именно это критическая температура, при которой средство еще не теряет свойства. Вторая цифра - это показатель высокотемпературной вязкости, определяется при 100° C.

Буква W указывает на winter, то есть зимнюю вязкость при минусовой температуре. Чем меньше число перед W, тем ниже вязкость и тем лучше оно подходит для низких температур.

Классификация SAE бывает, к примеру, такой:

  • SAE 0W, 15W, 25W, то есть с низкой зимней вязкостью;
  • SAE 20, 40, 60, т.е. с высокой летней вязкостью.

Обычно содержится два числа, разделенных W. Например, SAE 5W30, SAE 10W40, по чем можно определить всесезонную жидкость.

ACEA (Association des Constructeurs Européens d'Automobiles)

Классификация ACEA - система, разработанная Европейской ассоциацией производителей автомобилей. Она определяет, насколько технические жидкости для двигателя соответствуют требованиям и спецификациям.

Включает следующие категории:

  • A - для бензинового автотранспорта;
  • B - дизельный автотранспорт;
  • C - для бензинового и дизельного ДВС, оснащенного нейтрализаторами отработавших газов, то есть сажевыми фильтрами;
  • E - продукт для коммерческого транспорта.

ILSAC (International Lubricant Standardization and Approval Committee)

Классификация от японских и американских автопроизводителей. Она включает две основные спецификации.

GF-5 - последний стандарт, который был представлен в 2010 году. Включает в себя требования по экономии горючего и защите от изнашивания.

GF-6 - стандарт от 2018 года. Представляет собой новые, улучшенные требования к смазочным жидкостям. Средства этой категории полностью отвечают предыдущим запросам и могут заливаться в новые модели автотранспорта.

API (American Petroleum Institute)

Классификация, показывающая соответствие моторных жидкостей стандартам и требованиям производителей автотранспорта. Разработана и представлена Американским институтом нефти.

  • S - бензиновые двигатели;
  • C - дизельные;
  • T - двухтактные;
  • EC (Energy Conserving) - обладают энергосберегающими свойствами: низкой вязкостью, снижают трение.

Допуски от автопроизводителей

Допуски, которые предоставляют производители автотранспорта, показывают соответствие смазочного продукта требованиям конкретных марок транспорта. Автозаводы проводят тестирование и оценки различных средств для определения тех, которые гарантируют оптимальную производительность и защиту. Поэтому рекомендуется заливать именно тот тип, на этикетке которого есть разрешение для вашей модели и марки автомашины.

К примеру, чтобы не испортить механизм, Mercedes-Benz прописывает такие допуски:

  • MB 229.3 - для транспорта, выпущенного после 1998 года.
  • MB 229.5 - соответствие новейшей технологии Mercedes для работы в любых условиях.
  • MB 229.51 - включает в себя возможность экономии горючего и так же соответствует новейшей технологии изготовления Mercedes.

Другие немцы, BMW, прописывают разрешения так:

  • BMW Longlife-04 - для машин серий N и S, выпущенных после 2004 года.
  • BMW LL-01FE+ - для транспорта после 2014 года.
  • BMW Longlife-12 - для автомобилей, выпущенных после 2014 г.

У Renault допуски выглядят таким образом:

  • RN 0700 - допуск для использования в современных моделях автомобилей с бензиновым ДВС, выпускаемых с 2008 г.
  • RN 0720 - используется в дизельных и бензиновых машинах, сошедших с конвейера после 2008 г.

Выбор масла с учетом сезонности

Фактор сезонности стоит брать в расчёт в связи с влиянием температуры воздуха на требующуюся вязкость. По сезону бывают летними и зимними. Также выделяют еще всесезонную смазку, или универсальную.

Летняя моторка обеспечивает производительность при температуре выше 0° C. Она имеет высокую термическую стабильность и устойчивость к окислению при высоких t° C, что позволяет сохранить эффективность смазывания при повышенной нагрузке. Обычно имеет вязкость ниже, чем зимняя, быстро проникает в механизм и обеспечивает смазывание деталей в жару. Очень часто в составе имеет присадки, которые повышают устойчивость к высокой температуре.

Зимняя жидкость - специально разработанное средство для поддержания работы моторной системы в холодный период. Вязкость при минусовых t° C здесь выше, что обеспечивает лучшее покрытие именно в мороз. Выделяется также высокой термической стабильностью и устойчивостью к окислению, что позволяет сохранять эффективность смазывания в экстремальных условиях зимнего движения.

Всесезонные продукты универсальны и годятся для работы весь год. Они имеют среднюю вязкость, которая обеспечивает хорошее обволакивание в широком диапазоне температур. Однако всесезонки не обладают такой же производительностью, как отдельно взятые летние или зимние в соответствующих условиях.

Пример обозначения:

5W30 - число перед W (в данном случае это 5) обозначает вязкость при низких t° C. W - первая буква winter "зима". Но 5 здесь - не температура замерзания. Чтобы ее вычислить, надо отнять 35. То есть жидкость с маркировкой 5W30 не загустеет до -20° C. Второе число (30) - показывает степень вязкости при 100° C.

Какое масло лить в двигатель с большим пробегом

Здесь все обусловлено техсостоянием двигателя и его требованиями. В общем случае рекомендуется отдавать предпочтение высокой вязкости (например, SAE 10W40 или 15W50). Также оценивают содержащиеся присадки для лучшей защиты.

Опытные водители обращают внимание на состояние жидкости при замене, есть ли отложения на металле. Если видны следы загрязнений, рекомендуется выбрать вариант с высоким содержанием моющих средств.

В некоторых случаях может потребоваться использование лубриканта, предназначенного конкретно для конструкций с большим пробегом. Они содержат присадки, которые призваны снизить расход масляной жидкости, повысить давление и создать хорошую защиту.

Кроме этого, важно следить за интервалом замены и использовать именно то средство, которое советует производитель.

Какие еще факторы учитывают:

  • вязкость: очень часто при большом пробеге растет расход смазки. Лубрикант с высокой вязкостью снижает его.
  • специфичные требования: если в двигателе есть какие-то проблемы, такие как утечка или повышенный расход масла, может потребоваться специальный вид, который решает эти проблемы.
  • присадки: такие моторы могут быть более требовательны к составу.

Но требования автопроизводителя, которые прописаны в руководстве к машине, при любом раскладе остаются важнейшим фактором.

Выбор масла по типу двигателя

Выбор нужной моторной жидкости должен основываться на типе двигателя, так как каждый тип имеет частные требования. Например, при наличии турбонаддува мотор работает при более высоких температурах и давлениях. Поэтому нужен лубрикант, способный выдержать такие условия.

Средства для бензиновых ДВС:

Эти моторы работают при более высоких температурах, поэтому смазочный продукт должен создавать стабильное смазывание в таких условиях. Из-за склонности к образованию отложений может потребоваться дополнительная защита в виде присадок.

Примеры:

  • Mobil 1 Extended Performance 5W30;
  • Motul 8100 X-Clean+ 5W30;
  • G-Energy Synthetic Active 5W40;
  • Castrol GTX Magnatec 5W30;
  • Kuttenkeuler PD-Tec 1 5W40.

Средства для дизелей:

Из-за высоких температур и давления смазки должны гарантировать надежную сохранность металла. Дизели производят больше отложений и загрязнений, поэтому смазочное средство должно содержать больше дисперсантов и очистителей. Для стабильной работы технические жидкости обеспечивают повышенную защиту от загрязнений, нагара, старения. А также помогают эффективней работать в тяжелых условиях.

Примеры:

  • Motul 8100 X-Clean+ 5W30;
  • Kuttenkeuler Sorotec 2+ PDI 5W40;
  • Castrol GTX 15W40;
  • Gazpromneft Super 10W40;
  • Total Quartz 9000 Energy 5W40;
  • G-Energy Expert L 10W40.

Средства для двигателей с установленным ГБО:

С газобаллонным оборудованием меняется режим работы, увеличиваются температуры внутри цилиндров и изменяется химический состав отработавших газов. В связи с этим моторные масла характеризуются такими особенностями:

  • высокая термоокислительная стабильность: не окисляется и не разрушается;
  • улучшенные антикоррозийные свойства: с ГБО выхлопные газы содержат больше водорода и кислорода, что содействует повышенной коррозии;
  • моющие свойства: адсорбация, нейтрализация и удаление отложений и продуктов сгорания;
  • соответствие спецификациям: должны подходить под требования, например, API SG и выше, ACEA A5/B5 и др.;
  • фрикционная защита: хороший лубрикант не снижает работу механизма управления;
  • уменьшение выбросов: должно способствовать снижению выбросов вредных веществ (оксиды азота, оксиды углерода и т.д.)

Примеры:

  • Shell Helix HX7 ECT 5W-30;
  • Gazpromneft Ecogas 10W40;
  • Motul 8100 X-cess 5W-40;
  • Ravenol TEG 10W40 Erdgas;
  • Zic X7 LS 5W30.

Сроки годности

Срок зависит от типа, производителя и условий эксплуатации. Если жидкость хранится в запечатанном виде при соблюдении всех условий, срок составит 3-5 лет. Если же было вскрыто, то годность сокращается.

Обычно данные напечатаны на упаковке или этикетке банки: на задней или боковой стенке в разделе "Хранение и срок годности".

В просроченной моторной жидкости меняется состав: разрушаются, окисляются присадки и другие компоненты, добавки теряют свойства. Поэтому вождение с таким средством вредит двигательной системе. Кроме того, стареющая жидкость может начать образовывать слой, который повреждает уплотнительные элементы ведет к утечке масла.

Как хранить

  • сухое, прохладное помещение с температурой до +20° C;
  • без доступа солнечных лучей и источников тепла;
  • не ставить рядом с отопительными приборами;
  • не допускать рядом кислоты или щелочи, так как они вызывают загрязнение или коррозию;

Соблюдение этих факторов является обязательным для сохранения качества и эффективности. Если смазка какое-то время находилась под воздействием высокой температуры, влаги, она теряет характеристики.

Производители на рынке

Сейчас производителей на рынке огромное количество, но некоторые из них более распространены. Например:

  1. Gazpromneft.
  2. G-Energy;
  3. Kuttenkeuler;
  4. Takayama;
  5. Rolf;
  6. Shell;
  7. Mobil;
  8. Castrol;
  9. Total;
  10. Motul;

Каждый из этих заводов производит моторные масла разных типов и классов. Какой из них подходит вам, зависит от параметров автомобиля и конкретного типа двигателя, а также от ваших пожеланий и финансовых ресурсов.

Как отличить подделку?

  1. Упаковка: оригинальную продукцию упаковывают в фирменную тару с печатью. У подделок коробка будет из материала хуже, печать часто отсутствует, информация о производителе не указана.
  2. Запах: оригинал обычно имеет характерный запах, который узнаваем водителями. Чувствуете резкий аромат, вполне вероятно, перед вами подделка.
  3. Состав: часто подделки могут содержать вещества, которые в оригинальной рецептуре отсутствуют. Они либо просто бесполезны, либо вредны для моторной системы.
  4. Цена: в основном, хорошая оригинальная смазочная жидкость дороже стоит. Поэтому чересчур низкая цена должна навести на размышления.
  5. Метки, штампы: на упаковках производители размещают штампы с информацией. Если их нет, символы размыты, выглядят неественно, вероятно, перед вами копия.

Чаще копируют лубриканты ведущих компаний: например, Mobil, Shell, Castrol, Valvoline и др. Однако имитировать могут любую моторную жидкость. Поэтому для покупки рекомендуется придерживаться магазинов с уверенными гарантиями качества.

Как поменять масло в двигателе

Самостоятельная замена технической жидкости может иногда показаться сложной задачей, но с понятными инструкциями и инструментами реальна. Вот простые шаги, которые расставят все по полочкам:

  1. Подготовительный этап. Обеспечьте доступ к моторному отсеку и подготовьте нужные инструменты и расходные материалы.
  2. Открытие бака. Найдите масляный бак, откройте ключом.
  3. Откачивание. Откройте сливной болт, чтобы старый материал вытек. Подставьте лист бумаги или картон, чтобы защитить поверхность под машиной.
  4. Замена фильтра. Открутите фильтр с помощью ключа и замените на новый.
  5. Заливка нового. Через воронку постепенно заливайте свежий материал, проверяя уровень с помощью щупа.
  6. Проверка. Проверьте уровень жидкости и добавьте, если ниже нормы.
  7. Закрытие бака. Закройте масляной бак, запустите двигатель, что смазка циркулирует правильно.
  8. Отработанное. Соберите старую смазку и утилизируйте в соответствии с правилами.

При замене моторной жидкости старую рекомендуют сливать полностью. Это позволяет удалить загрязнения и отложения, а также остатки отработанного материала, которые негативно сказываются на работе. Исключением станет ситуация, если вы недавно уже проводили замену. В этом случае моторка еще не успела утратить свойства и загрязниться.

При этом всегда необходимо проверять, подходит ли тип масла к вашему ТС, сколько требуется залить, свежесть средства, состояние масляного фильтра, рекомендации производителя по срокам.


Можно ли смешивать в двигателе разные типы?

Разные материалы имеют разные добавки и составы, поэтому смешивание может спровоцировать неожиданные реакции и отрицательно сказаться на работе. Также падают защитные свойства, что ведет к износу запчастей.

Однако есть случаи, когда это сделать разрешается. Но предварительно нужно изучить рекомендации изготовителя и удостовериться, что смешивание безопасно. Например, если вы живете в холодной местности, то можно добавить некоторое количество специальной добавки. Она поможет сохранить свойства при минусовых температурах и снизить вязкость, чтобы обеспечить быстрый пуск.

Если же требуется смешать отличающиеся моторные средства, необходимо соблюсти ряд условий:

  • Используйте один уровень качества. Даже если у вас 2 средства с одной вязкостью, но разного качества, не мешайте их.
  • Убедитесь, что они совместимы между собой и их можно смешивать. Производители используют уникальные формулы и присадки, которые могут быть совместимы только с конкретными видами.
  • Не смешивайте разные типы: например, нельзя соединять синтетическое и минеральное.
  • Соблюдайте пропорции, которые рекомендовал производитель.

При неправильном смешивании возникают нежелательные последствия. 

Например:

  • потеря эффективности;
  • изменение температурных характеристик: смешивание лубрикантов разной вязкости ведет к изменению базовых параметров;
  • образование отложений: при смешивании несовместимого содержимого в системе мотора могут появляться загрязнения;
  • повреждение деталей: некорректное смешивание вызывает коррозию и потерю масляной пленки.

Чек-лист: какое выбрать подходящее моторное масло

Подведем итоги и обобщим информацию, которая написана выше.

  • Изучите требования производителя: перед покупкой прочитайте информацию, которая указана в руководстве. Большинство изготовителей заранее определяют и пишут, какие средства рекомендованы для конкретного мотора.
  • Определите тип: когда выбираете, какое масло (синтетика, полусинтетика и минералка) лучше заливать в двигатель, окончательное решение зависит от требований и эксплуатации.
  • Определите вязкость: каждый определенный тип подходит для определенного климата и характера использования.
  • Проверьте стандарты: выбирайте более высокий индекс качества по API и ACEA.
  • Дополнительные свойства: наличие в составе антиокислителя, антиизносных и другие добавок зависит от специфических потребностей.
  • Берите смазку исходя из своего стиля вождения: при частой езде на высокой скорости лучше выбрать средство, которое предназначено для экстремальных условий.
Подпишитесь на рассылку
И получайте информацию о наших новостях, скидках и предложениях